Вопросы этномузыкознания № 20
2024
ОТ РЕДАКТОРА
Уважаемые коллеги, дорогие читатели!
Двадцатый выпуск «Вопросов этномузыкознания» — своего рода юбилейный, круглое число заставляет если не подвести итоги, то высказаться по некоторым принципиальным вопросам редакционной политики.
Журнал «Вопросы этномузыкознания» когда-то задумывался как издание, которое объединяло бы этномузыкологов разных научных школ и направлений. По прошествии более десяти лет нужно признать, что заявленной цели по разным причинам достичь не удалось, и в настоящее время она не является для нас приоритетной. Наш альманах мы рассматриваем сегодня прежде всего как площадку, которая дает возможность регулярно публиковать результаты исследовательской работы представителей гнесинской школы, однако участие авторов с иными, желательно близкими научными позициями по-прежнему приветствуется.
Несколько слов о содержании научного альманаха за 2024 год. В нем, как и прежде, представлено несколько традиционных рубрик. Одна из них связана с юбилейными датами отечественных этномузыкологов. На этот раз ее героиней стала Татьяна Викторовна Кирюшина — представительница гнесинской научной школы и редкий для нее специалист в области народной инструментальной культуры, известный собиратель и исследователь костромской фольклорной традиции.
В рубрике «Инструмент — музыкант — традиция» размещена статья нашего постоянного автора Олега Гордиенко, который рассматривает некоторые структурные особенности наигрышей на приокской двойной жалейке.
Для издания, которое готовится на базе гнесинской школы структурного этномузыкознания, особое значение имеют работы, публикуемые в специальном аналитическом разделе.
Как правило, в них излагаются результаты изучения довольно сложных по своей организации явлений музыкального фольклора. В нынешнем номере это свадебные песни белгородского села Большебыково, хорошо известные и многократно публиковавшиеся, но остающиеся практически не изученными. Из всего комплекса возможных аналитических проблем, которые возникают при работе с этим материалом, авторы статьи Инесса Никитина и Мария Леонова привлекают внимание читателей к композиционному строению свадебных песен и специфической организации напевов ведущего в местном свадебном цикле ритмического типа.
Еще один ракурс, традиционный для гнесинских работ, — комплексное изучение музыкального фольклора — доминирует в статье Александры Шпаковой, посвященной белорусским масленичным обрядам и песням Оршанского района Витебской области.
Хотелось бы обратить особое внимание на одну из ведущих тем 20 выпуска «Вопросов этномузыкознания» — публикацию неизданных работ исследователей прошлых лет, архивных материалов советского времени. В современной отечественной этномузыкологии эта проблематика разрабатывается довольно плотно и успешно: упомяну здесь работы исследователей Санкт-Петербургской консерватории, несколько выпусков сборников «Из архива Кабинета народной музыки», подготовленных специалистами Московской консерватории, многочисленные выступления на конференциях и статьи ученых из разных регионов России. Помимо историко-научного аспекта интерес к старым архивным материалам объясняется еще и стремлением расширить документальную базу этномузыкознания в условиях резкого сокращения притока новых полевых звукозаписей.
Вместе с тем эта тема относительно нова для гнесинских исследователей, обычно работающих с большими массивами звуковых данных. Целый ряд авторов нынешнего номера этномузыкологического альманаха предлагают публикации подобных архивных работ, среди которых не только музыкально-фольклорные, но также этнографические и филологические.
Отдельный цикл составляют три очерка, написанных участниками студенческих фольклорных экспедиций гнесинского института 1959 года: Александром Векслером (о жалеечной традиции Зубцовского района Тверской области), Юрием Яковлевым (впечатления о смоленской крестьянской свадьбе, на которой посчастливилось побывать группе студентов) и Ксенией Цхурбаевой — о полевом обследовании одной из локальных традиций Северной Осетии.
Вместе с несколькими другими работами эти статьи предназначались для публикации в специальном фольклорном выпуске альманаха Студенческого научно-творческого общества (СНТО) ГМПИ имени Гнесиных за 1960 год. Подборка этих рукописей хранится в архиве Музыкально-этнографического центра имени Е. В. Гиппиуса, в фонде Владимира Иосифовича Харькова — инициатора и составителя сборника. Выбор названных статей объясняется их наибольшей информативностью, но одновременно интересен взгляд комментаторов (Серафимы Федоровой и Дианы Ботоевой), обращающихся к этим материалам спустя 75 лет после их написания и опирающихся на современный опыт изучения соответствующих музыкально-фольклорных традиций.
Анна Киселева, публикуя рукопись 1920 года из архивных фондов музея-заповедника «Дмитровский кремль», ставит перед собой иные задачи. Ее цель — ввести в научный оборот неизвестные ранее этнографические и фольклорные материалы по свадебной обрядности северо-восточного Подмосковья, которые хотя бы частично восполняют недостаток документальных сведений по этой теме на данной территории. Хочется подчеркнуть, что неизбежно возникающий в таких случаях сравнительный анализ состояния традиции на разных временны́х отрезках не сводится к констатации процесса угасания традиционной культуры и составлению перечня произошедших утрат. Для этномузыколога-структуралиста, вооруженного аналитическим инструментарием и опытом работы с соответствующими современными образцами фольклора, ретроспективный взгляд на произведенные в прежнее время записи даже только поэтических песенных текстов дает возможность попытаться осуществить научную реконструкцию их музыкального оформления. Этот научный вектор, на мой взгляд, в той или иной мере присущ всем исследователям, предложившим архивные научные работы к публикации в настоящем номере «Вопросов этномузыкознания».
К «архивной» серии можно отнести и статью Марии Шереметевой об обрядах закликания весны в калужском крае. Изданная в начале 30-х годов прошлого века, она содержит не только богатые этнографические сведения, полученные в ходе полевой работы и непосредственного наблюдения, но и объемный массив фольклорных текстов. Статья до сих пор была известна лишь узкому кругу этнографов и филологов. Републикация в нашем альманахе объясняется желанием ввести ее в круг актуальных этномузыковедческих трудов и предоставить возможность познакомиться с ней заинтересованному читателю.
Вторую часть своеобразного калужского диптиха составляет работа Варвары Калюжной, где анализируются данные последних лет, собранные практически на той же территории и относящиеся к тому же ранневесеннему обрядовому комплексу. Большой объем новых этнографических сведений в совокупности с ценнейшими свидетельствами прошлого, записанными М. Шереметевой, позволили автору составить ряд подробных карт, отражающих локальные особенности бытования и исполнения редкого для нынешнего времени календарно-обрядового жанра — весенних закличек. Новым ракурсом в исследовании их напевов стало обнаружение связей музыкального фольклора с церковно-певческой традицией.
Желаю всем интересного чтения, приглашаю к научным дискуссиям и участию в ежегодном альманахе «Вопросы этномузыкознания»!
Лариса Белогурова
Содержание
Юбилейные даты
Светлана Латышева. К юбилею Татьяны Викторовны Кирюшиной
Архивные материалы
Александр Векслер. Пастушья жалейка в Зубцовском районе Калининской области
Юрий Яковлев. На старинной русской свадьбе (Публикация С. Федоровой)
Ксения Цхурбаева. В Туальском ущелье (Публикация Д. Ботоевой)
А. Лихачева. Свадебная обрядность с. Ильинское Деденевской волости [Дмитровского уезда Московской губернии] (Публикация А. Киселевой)
Ранняя весна у восточных славян
Мария Шереметьева. Земледельческий обряд «закликание весны» в Калужском крае
Варвара Калюжная. Закликание весны в контексте ранневесенних обрядовых практик калужского Поочья
Александра Шпакова. Масленичные обряды и песни на Оршанщине
Studium analytikae
Мария Леонова, Инесса Никитина. Свадебные песни села Большебыково: некоторые особенности композиционного строения и музыкально-ритмической организации
Инструмент — музыкант — традиция
Олег Гордиенко. Факультативные формообразования в наигрышах пастуха-жалеечника Н.И. Кошонкова
Наши авторы
Аннотации
Summary
Авторам