Смоленский музыкально-этнографический сборник

ТОМ 6 

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО СМОЛЕНСКИХ СКРИПАЧЕЙ
Экспедиционные материалы и исследование Т. Н. КАЗАНСКОЙ

цифровое аудиоприложение

Российская академия музыки имени Гнесиных 
Москва 
2024

Настоящее электронное издание является аудиоприложением к шестому тому «Смоленского музыкально-этнографического сборника», который посвящен традиционной скрипичной культуре Смоленщины (М.: РАМ им. Гнесиных, 2022). Оно включает в себя записи выдающегося собирателя и исследователя смоленской скрипичной традиции Татьяна Николаевна Казанская (1937–2021). Произведенные во время экспедиционных поездок 1960–1978 годов, эти аудиофиксации составили крупнейшую в России коллекцию западнорусской скрипичной музыки, хранящуюся в фондах Музыкально-этнографического центра имени Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки имени Гнесиных.

В электронное издание вошло 89 музыкально-фольклорных образцов, которые соответствуют нотным расшифровкам, опубликованным в монографии. Они сгруппированы по жанровому принципу. Первый раздел собрания составляют плясовые наигрыши — «Камаринская», «Барыня», поздние образцы плясовых песен и частушечных наигрышей. Следующий крупный блок включает традиционную танцевальную музыку Смоленщины — польки, гопаки, краковяк, Шахтёр, Венгерку. Кадрильные наигрыши представлены несколькими разновидностями: «Во саду ли», «Сени», «Как за нашим за двором», «Выйду ль я на реченьку», «Акулина», «Светит месяц», «Коробочка», «Чижик».

В раздел обрядовой музыки вошли в основном образцы, связанные со свадебным ритуалом: маршú — специфический жанр свадебного инструментального фольклора в традициях русско-белорусского пограничья, а кроме них — инструментальные инструментально-вокальные версии свадебных песен. К числу редких относятся скрипичные версии календарной и хороводной песен. Лирическая песенность представлена на диске образцами как раннетрадиционного слоя, так и авторского творчества.

Звуковые материалы к 19 нотациям утрачены. К двум из них предлагаются близкие аудиоверсии в том же исполнении (№ 51, 89). На диске сохранена принятая в сборнике нумерация фольклорных образцов. В описи приводятся названия наигрышей, адреса записей (названия районов в сокращенном виде и полностью — населенных пунктов), ФИО и год рождения исполнителей, авторы и годы записей, архивные реквизиты фонограмм. Более подробные сведения можно найти в опубликованной монографии.

Издание адресовано не только специалистам-этномузыкологам, но и широкому кругу ценителей музыкального фольклора — всем, кто питает интерес к историческому прошлому и возрождению русской скрипичной традиции.