Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 1
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ
мультимедийное издание
Российская академия музыки имени Гнесиных
Москва
2018
В год своего 60-летия Музыкально-этнографический центр имени Е. В. Гиппиуса (до 2016 г. — Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур) Российской академии музыки имени Гнесиных представляет новое мультимедийное издание.
Это серия DVD-дисков, которой авторский коллектив МЭЦ продолжает работу над самым значительным на сегодняшний день своим проектом — «Смоленский музыкально-этнографический сборник». К настоящему времени вышли в свет четыре тома, каждый из которых посвящен определенному пласту смоленской народной культуры. Предлагаемое издание является звуковым приложением к ним. Оно содержит документальные музыкальные материалы из смоленской коллекции МЭЦ, вошедшие в тома в нотированном виде. Теперь читатели имеют возможность услышать их в подлинном, аутентичном исполнении — такими, какими они были записаны на магнитную ленту участниками студенческих фольклорно-этнографических экспедиций Гнесинской академии в северное Поднепровье в период с 1960 по 2005 год.
Первый диск открывается электронной версией первой книги «Смоленского музыкально-этнографического сборника» — «Календарные обряды и песни», опубликованной в 2003 г. и практически сразу ставшей библиографической редкостью.
В звуковое приложение вошли 326 образцов смоленских календарно-обрядовых песен и народных версий церковных песнопений, которые вовлечены в ритуалы календарного цикла.
На диске сохранена структура песенного сборника. В нем шесть разделов, и, по-скольку в книге отсутствовала сплошная нумерация образцов, для удобства пользования первая цифра в обозначении звуковых файлов указывает на номер раз-дела в сборнике, а следующие через дефис цифры — на номер соответствующей нотации. В единичных случаях звуковые образцы в силу разных причин оказалось невозможно включить в приложение, некоторые из них были заменены сходными аудиозаписями песен из близлежащих деревень.
В комментариях приводятся начальные слова (инципиты) песенных текстов, написание которых, в сравнении с книжной версией, нередко скорректировано. Указывается место записи каждого образца (название района в сокращенном виде и полностью — населенный пункт), а также его архивные реквизиты. Более подробные комментарии помещены в печатном издании.
Далеко не все опубликованные на диске звуковые файлы соответствуют современным техническим требованиям: следует принимать во внимание состояние звукозаписывающей аппаратуры в то время, когда проводилось полевое обследование Смоленской области, а также то обстоятельство, что авторами записей в целом ряде случаев являлись недостаточно опытные студенты Российской академии музыки (прежде — Государственного музыкально-педагогического института) имени Гнесиных. Несмотря на это мы сочли необходимым включить в издание и эти аудиозаписи в силу их безусловной историко-культурной ценности.
Надеемся, издание окажется полезным не только для специалистов-этномузыкологов, преподавателей различных учебных учреждений, но будет востребовано руководителями и участниками творческих коллективов. Убеждены, что оно
найдет отклик среди любителей и ценителей аутентичных образцов народной музыкальной культуры: безыскусные или, напротив, неожиданно сложные, напетые камерно, «для себя» либо исполненные во весь голос, они несут в себе энерге-тику архаического обрядового пения, красоту подлинного народного искусства.