ГНЕСИНСКАЯ ШКОЛА ФОЛЬКЛОРИСТОВ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
М. А. ЕНГОВАТОВА
…. Материалы экспедиций тех лет так оперативно публиковались, что даже сейчас, когда осуществлять публикации стало гораздо легче, это вызывает изумление. Так, уже в 1958 году (год основания в Институте им. Гнесиных Кабинета народной музыки) были изданы материалы владимирской экспедиции, проходившей в том же году², а вскоре, после поездок в Красноярский край, вышли в свет солидные академические сборники народных песен, записанных студентами ГМПИ им. Гнесиных и МГДОЛК им. П. И. Чайковского³, а затем и сборник песен Кировской области⁴. Все они подытожили работу гнесинских фольклористов в конце 50 — начале 60-х годов прошлого века. Публикации способствовали популяризации материалов в научной и исполнительской среде.
С начала 90-х годов….
Формы финансовой поддержки науки в это время принципиально изменяются: появляются фонды, субсидирующие научные проекты на конкурсной экспертной основе. Последнее неожиданно позитивно сказалось на деятельности гнесинских фольклористов, перешедших на формы работы по проектам РГНФ (Российского Гуманитарного Научного Фонда), РФФИ (Российского Фонда Фундаментальных исследований) и позже Министерства культуры РФ. …
…. необходимо отметить «Смоленский музыкально-этнографический сборник», три тома которого опубликованы¹¹, а четвертый — «Свадебный обряд: ритуал и музыка» — в работе коллектива. Этим объемным музыкальным «Сборником» открывается принципиально новый для фольклористики тип публикаций, цель которого — представить традицию как сложное системное явление в полном корпусе его форм. Такой тип публикации предполагает охват всей региональной системы музыкальных жанров, выявление всех структурных типов напевов в соотнесении их с функцией. Обязательным является и воссоздание этнографического контекста в интерпретации носителей традиции. Все перечисленное позволяет выявить семантическую и функциональную нагрузку музыкально-этнографических текстов и представить музыкальную традицию как неотъемлемую часть народной духовной культуры. Осуществление публикаций такого рода возможно лишь при соблюдении определенных принципов собирательской деятельности, а также серьезной предварительной работы по анализу и систематизации музыкально-поэтического и этнографического материала, осуществленному по разработанной методике.