Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 3
СЕЗОННО ПРИУРОЧЕННЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
мультимедийное издание
Российская академия музыки имени Гнесиных
Москва
2018
Настоящее электронное издание является приложением к третьему тому «Смоленского музыкально-этнографического сборника» (М.: Музыка, 2005). Оно включает в себя звуковое приложение, в которое вошли аудиозаписи, произведенные
участниками экспедиций Российской академии музыки имени Гнесиных в Смоленскую область.
Третий том СМЭС посвящен сезонно приуроченным лирическим песням северного Поднепровья — пожалуй, наиболее сохранившемуся в регионе пласту традиционной музыкальной культуры. На Смоленщине он занимает одну из ведущих
позиций. Эти песни, закрепленные за тем или иным периодом годового круга либо формами сельскохозяйственной деятельности, относятся к раннему слою русской песенной лирики и служат своеобразным связующим звеном между календарно-обрядовыми и протяжными лирическими.
В электронное издание вошло 357 лирических песен, которые исполнителями определяются как зимовые, весенние, летние, восенские, сенокосные, жнивныеи проч.
Как и во всей данной серии, здесь помещены песенные образцы, опубликованные в книге с нотациями. Но ряд подобных песен по разного рода причинам не удалось включить в аудиоприложение, а в некоторых случаях они были заменены
более поздними записанными версиями. На диске сохранена принятая в сборнике нумерация образцов музыкального фольклора, и цифровой индекс файлов указывает на номер соответствующей нотации.
В описи наряду с инципитами приводятся адреса записей (названия районов в сокращенном виде и полностью — населенных пунктов) и архивные реквизиты фонограмм. Более подробные сведения можно найти в печатном издании.
Далеко не все опубликованные на диске звуковые файлы соответствуют современным техническим требованиям: следует принимать во внимание состояние звукозаписывающей аппаратуры в то время, когда проводилось полевое обследование Смоленской области. Несмотря на это подобные аудиозаписи включены в издание в силу их непреходящей историко-культурной ценности.
Основной материал по приуроченной лирике был собран гнесинцами на Смоленщине в последней четверти прошлого века. Это время, когда лирические песни сезонного закрепления еще хорошо сохранялись в памяти носителей традиционной культуры, о чем свидетельствует и их повсеместная, массовая фиксация, и их преимущественно полноценное ансамблевое исполнение.
Издание, безусловно, представляет интерес и для исследователей народной музыкальной культуры, и для преподавателей различных учебных заведений, и для участников творческих коллективов, которые смогут не только познакомиться со смоленскими лирическими песнями по нотациям, но и услышать их в подлинном звучании.