Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение
Б. Б. ЕФИМЕНКОВА
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ
МОСКВА
РАМ имени ГНЕСИНЫХ
2008
Работа Б.Б. Ефименковой (1993—1996) — первое в отечественном этномузыкознании комплексное исследование восточнославянской свадьбы. …
Издание адресовано не только этномузыкологам, фольклористам, этнологам и специалистам иных гуманитарных дисциплин, но и широкому кругу читателей, интересующихся традиционной народной культурой.
Предисловие
Предлагаемая читателю книга — одна из последних научных работ профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Бориславы Борисовны Ефименковой (1933–1996), выдающегося отечественного этномузыколога, яркого представителя структурно-типологического направления в музыкальной фольклористике второй половины XX столетия.
Среди разнообразных исследовательских интересов Б. Б. Ефименковой музыка восточнославянской свадьбы выделяется как одна из постоянных и, не будет преувеличением сказать, любимых тем ее научного творчества. С ней связано большинство работ, вышедших из-под пера ученого: «Драматургия свадебной игры междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшеньги (Вологодская область)» [Проблемы музыкальной науки. М., 1973], «Севернорусская причеть» (М., 1980), «Свадебная песня в среднем течении реки Юг» [Традиционное народное музыкальное искусство и современность: вопросы типологии. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 60. М., 1982], «Русские причитания стабильной структуры с цезурированными напевами» [Традиционное народное музыкальное искусство восточных славян (вопросы типологии). Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 91. М., 1987], «К типологии свадебных ритуалов восточных славян» [Тезисы научно-практической конференции. Смоленск, 1987], «Свадебные песни и причитания как один из кодов ритуала» [Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988], «Оппозиция девушки/невеста в музыкальном коде свадебного ритуала» [Голос и ритуал: Материалы конференции. М., 1995].
Первые работы, написанные на основе собственных полевых записей из севернорусских территорий, отличаются скрупулезным структурным анализом музыкального материала и вместе с тем — большим вниманием к обрядовой стороне свадебного ритуала. Результатом накопления опыта исследований локальных свадебных традиций стало стремление Б. Б. Ефименковой обобщить наблюдения на новом, более высоком уровне, с чем связан поворот к проблеме типологии восточнославянских свадебных ритуалов.
Представляемая книга, небольшая по объему, но фундаментальная по масштабности постановки проблемы, была написана в начале 90-х годов прошлого века и явилась важнейшим итогом научных изысканий ученого. Ее главная тема — «музыка в контексте ритуала», сколь привычная для сегодняшней музыкальной фольклористики, столь новаторская всего 15 лет назад.
Характеризуя эту работу, прежде всего следует сказать о ее методологической новизне. Б. Б. Ефименкова первая в этномузыкознании включила музыкально-обрядовый фольклор в систему семиотических средств ритуала, рассматривая свадебные песни и причитания как один из его языков. Тем самым методы семиотического анализа, успешно разрабатывавшиеся в отечественной этнологии, культурологии и этнолингвистике в 1970–1980-х годах, были введены в арсенал этномузыкологов. Увлекательнейшая книга о музыке восточнославянской свадьбы, рассмотренной под непривычным углом зрения, — это образцовое комплексное исследование. Его автор продемонстрировала не только блестящее владение новой методологией, но и ее чрезвычайную перспективность в работе с музыкально-этнографическим материалом.
В первом разделе книги излагается взгляд на свадьбу как один из «ритуалов перехода» (по А. ван Геннепу). Отметим, что, в анализе ритуала Б. Б. Ефименкова во многом следует за А. К. Байбуриным, для которого восточнославянская свадьба является в первую очередь воплощением инициационного сюжета. Однако для Ефименковой это важная, но не единственная линия ритуала, другой значительный его аспект — коммуникативно-обменный, большая роль которого в архаических культурах отмечена в исследованиях Е. С. Новик.
Различные направления и задачи исследования, встающие при рассмотрении свадебного музыкального фольклора в обрядовом контексте, — основное содержание второго раздела. Музыкально-обрядовые тексты интерпретируются здесь как один из семиотических языков ритуала, анализируется его структура, семантика и соотношение с другими ритуальными языками.
В третьем, самом развернутом разделе работы ставится и исследуется проблема типологии восточнославянского свадебного ритуала, решить которую без учета музыкально-обрядового пласта, по мнению Б. Б. Ефименковой, не представляется возможным. В том, что музыка свадьбы не просто представляет разнообразные стилевые качества локальных свадебных традиций, но отражает глубинные, сущностные особенности ритуала, и состоит ключевая мысль исследования.
Предложенный автором структурно-типологический взгляд на восточнославянскую свадьбу и ее «музыкальное наполнение» — единственная в отечественной музыкальной фольклористике целостная концепция, результатом которой явилось моделирование основных типов и видов ритуала. Ставящая целью систематизировать многообразие местных версий свадебной обрядности на восточнославянской этнической территории, она, конечно же, не претендует на исчерпывающее решение заявленных проблем. Не случайно Б. Б. Ефименкова, представляя исследование именно как «введение в проблематику», со свойственной ей профессиональной ответственностью указывала на предварительный характер своих выводов.
Несмотря на то, что рукопись Б. Б. Ефименковой в течение полутора десятка лет не была опубликована, ее идеи хорошо известны многим российским этномузыкологам. Подхваченные в первую очередь гнесинскими коллегами Бориславы Борисовны, ее учениками и последователями, эти идеи развиваются, уточняются и корректируются в работе с самым разнообразным конкретным материалом.
Отрадно, что возможность познакомиться с одним из самых интересных исследований признанного авторитета отечественного этномузыкознания есть теперь у широкого круга специалистов и всех, кто интересуется традиционной культурой восточных славян.
Л. Белогурова, И. Никитина