Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 3
СЕЗОННО ПРИУРОЧЕННЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
МОСКВА
МУЗЫКА
2005
Третий том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен сезонно приуроченным лирическим песням, известным в смоленском регионе. Данный песенный пласт занимает здесь одну из ведущих позиций. Сезонно приуроченные лирические песни представляют собой наиболее ранний слой русской песенной лирики и служат своеобразным связующим звеном между календарно-обрядовыми и протяжными лирическими.
Том включает описание форм их бытования, основанное на рассказах самих носителей традиции, аналитические очерки, в которых дается типологическая систематика напевов, корпус нотаций и поэтических текстов, достаточно полно репрезентирующий смоленскую традицию.
Помещенные в книге материалы представляют интерес не только для специалистов, изучающих традиционную народную культуру, но и для широкого круга читателей, а также исполнителей народных песен.
Содержание
Предисловие.
Смоленские лирические песни: вопросы функционирования.
Автор: Л. Белогурова (Винарчик)
Ритмическая организация сезонно приуроченных лирических песен Смоленщины.
Авторы: М. Енговатова, И. Никитина
Звуковысотная организация смоленских лирических песен.
Авторы: Е. Дорохова, О. Пашина
Напевы и поэтические тексты сезонно приуроченных лирических песен.
Комментарии.
Словарь диалектных слов.
Список сокращений географических названий.
Настоящее издание продолжает серию публикаций смоленских музыкально-этнографических материалов, осуществляемую коллективом этномузыкологов Российской академии музыки им. Гнесиных’. Третий том данной серии посвящен лирическим песням, одному из наиболее ярких и самобытных явлений музыкальной песенной культуры. Специфика песен этого жанра на Смоленщине (как и в целом на русском Западе, а также на территории Беларуси и части Украины) в том, что они преимущественно являются сезонно приуроченными: время их звучания строго определено в годовом цикле, исполнение имеет установленные календарные сроки и временные границы.
Сезонно приуроченные лирические песни в смоленском регионе образуют огромный пласт местного музыкально-поэтического фольклора и распространены на всей его территории. За годы фронтального обследования Смоленщины экспедициями РАМ им. Гнесиных в последней четверти XX века было зафиксировано около двух с половиной тысяч их образцов.
Несмотря на то что данный песенный жанр в западнорусских традициях занимает одну из ведущих позиций, он до сих пор не получил полноценного отражения ни в нотных публикациях, ни в научных исследованиях. Между тем сезонно приуроченные лирические песни чрезвычайно значимы для русской традиционной культуры, так как служат своеобразным связующим звеном между календарно-обрядовыми и протяжными лирическими, составляющими ядро русской песенной лирики.
Характер традиционной культуры Смоленщины с ее ярко выраженным календарным «модусом мышления» оказал огромное влияние на музыкальный облик лирических песен и сформировал их особую функцию в местной традиции. Близость к календарным напевам проявляется в их музыкальной стилистике: типологическом родстве ритмических форм, наличии узкообъемных ладомелодических конструкций, преобладании одноопорных модусов, гетерофонной фактуре, особой исполнительской манере и проч. Не менее важны в этой связи и особенности их функционирования — календарная приуроченность, условия исполнения (на открытом воздухе), женская исполнительская традиция. Однако в сравнении с обрядовыми сезонно приуроченные лирические песни обладают яркими отличительными, специфически жанровыми чертами, прежде всего — особой поэтикой, собственным фондом музыкальных и поэтических форм, в большей степени индивидуализированных, преобладанием напевов со строго закрепленными за ними поэтическими текстами, небольшим удельным весом политекстовых напевов. Отметим также отличные от календарных механизмы приуроченности. Всё это и позволяет «развести» лирические и календарные напевы, несмотря на наличие общих народных жанровых именований.
Представленный вниманию читателей том сезонно приуроченных лирических песен Смоленщины открывается очерком, раскрывающим вопросы их функционирования. Он основан на документальных свидетельствах, которые сопровождаются исследовательскими комментариями. Два следующих очерка посвящены типологической систематике ритмических форм напевов и аналитическому описанию их звуковысотной организации. В них также содержатся сведения о сюжетном и географическом прикреплении ритмических и звуковысотных структур. Данные очерки помогут читателю сориентироваться в публикуемом музыкально-поэтическом материале и получить системное представление о смоленских лирических песнях как целостном явлении музыкальной культуры западнорусского региона.
Собрание сезонно приуроченных лирических песен Смоленщины, помещаемое в данном томе, представлено в соответствии с систематикой их напевов. Они расположены согласно типологии их ритмических форм, а внутри каждой группы родственных структур — по мелодическим типам. В конце некоторых групп музыкально-поэтических текстов, объединенных строением стиха, помещены песни с вторичными мелодико-ритмическими композициями, имеющие ту же форму исходного стиха. Все образцы публикуются в аналитической графике, отражающей особенности их архитектоники. При этом авторы придерживаются принципов аналитической нотации, разработанных Е. В. Гиппиусом. Часть напевов дается в партитурной нотации, что позволяет полноценно представить местную многоголосную фактуру.
В смоленской традиции на напевы одной музыкальной стилистики распеваются не только лирические по своей природе, но и балладные поэтические тексты. Поскольку составители тома опираются на музыкальные критерии в определении жанра, песни с балладными сюжетами включены в корпус наряду с лирическими.
Помимо нотных образцов том включает ряд поэтических текстов, публикуемых без напевов. Подобные блоки содержат либо наиболее интересные варианты песенных текстов, представленных с напевами, либо новые, самостоятельные сюжеты песен, бытующих на территории Смоленщины. Они расположены вслед за группами музыкально-поэтических текстов, опирающихся на стихи аналогичной ритмической структуры.
Составляя сборник, авторы стремились не только дать по возможности полный свод поэтических и музыкальных текстов, их ритмических и мелодических форм, но и отразить территории бытования лирических песен, включив в его состав образцы из разных районов Смоленщины.
Поэтические тексты песен и документальные этнографические материалы даны в издании с той степенью фиксации диалектных особенностей, с какой они учитывались разными расшифровщиками.
Заключительную часть тома составляют комментарии к музыкально-фольклорным текстам. В них входят народные обозначения функций песен, сведения об исполнителях, месте, времени и авторах записи, нотировщиках, а также номера фонограмм в соответствии с индексацией, принятой в архивах хранения (Российской академии музыки им. Гнесиных — РАМ, Комиссии музыковедения и фольклора Союза композиторов РФ — КМФ).
Музыкальное приложение к сборнику (мультимедиа) издано в 2018 году