Трудовые припевки плотогонов

 

И. ИСТОМИН

СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР
1979

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена трудовым припевкам сплавщиков леса – произведениям, относящимся к реликтовому жанру русского песенного фольклора, рожденному в практике самобытного хорового пения бурлацких артелей. Книга состоит из двух частей: историко-теоретического исследования и сборника припевок.

В сборник вошли записи автора, выполненные либо самостоятельно, либо совместно с Г.М. Карасиковым и А.К. Носковым в экспедициях по Вятке (1963 и 1967 гг.), Ангаре (1964 г.), Северной Двине (1965 г.), Мезени (1966 г.) и Каме (1967 г.).

В сборнике 116 припевок. 94 из них публикуются впервые, 22 вышли в свет в книге И. Мохирева, В. Харькова, С. Браз «Народные песни Кировской области» (М., Музыка, 1966). В настоящем издании они повторены по двум причинам: 1) для того, чтобы дать наиболее полное представление о вятском припевочном пласте, и 2) для того, чтобы дать некоторые припевки в новой редакции (см. комментарии).  

Нотограммы припевок хранятся в архиве Фольклорной комиссии СК РСФСР, фонограммы – частично в Фольклорной комиссии, частично в Кабинете народной музыки ГМПИ им. Гнесиных.

Припевки сгруппированы в сборнике по видам работ. За основу взят вятско-ангарский трудовой цикл, так как именно с ним связан наиболее яркий и многообразный в музыкальном отношении припевочный пласт.

Порядок расположения разделов даёт обобщённую и последовательную картину работ сплавщиков:

I. Молевой сплав (сплав брёвен россыпью).

1. Скатка леса в воду.
2. Разбор заломов.

II. Сплав плотами.

1. Формирование плота (сбор челеньев)
2. Устройство систем управления.
3. Оснащение плота:
    а) тормозными устройствами (лота, якоря, цепи и т.д.),
    б) канатами.

4. Пуск плота.
5. Управление плотом.
6. Расформирование плота.

Такой порядок позволяет проследить характерную для самобытного промысла плотогонов связь рабочего и музыкального циклов. Заметим, что при описании этой связи специфика каждой из сплавных культур, представленных в сборнике, неизбежно нивелируется обобщённым характером рассказа.

В каждом разделе песенный материал организован на основании действия двух принципов. Первый определяет расположение припевок в соответствии с районами их бытования (Вятка, Ангара, Северная Двина, Мезень, Кама); в образовавшихся в результате этого подразделах оказались напевы, сходные по мелодическому рисунку. В связи в этим необходимо оговорить одну особенность группировки припевок в сборнике. На северных реках Европейской части СССР «Дубинушка» — единственная трудовая припевка, бытующая у сплавщиков. Она сопровождает различные виды работ. При избранной систематизации варианты «Дубинушки» следовало бы поместить в разных разделах сборника. Но чтобы не нарушать целостного представления о припевочной культуре вятского, камского и ангарского сплавов, северодвинские и мезенские «Дубинушки» расположены в разделе сборника «Припевки, звучавшие при растаскивании заломов» вместе с ангарскими, камскими и вятскими напевами, которые сопровождали эту работу.

Второй принцип устанавливает порядок в размещении многоголосных и одноголосных образцов внутри возникших подразделов: сначала даны многоголосные варианты, а затем сольные.

Как бы дополнением к сборнику, состоящему из припевок, звучавших при сплаве леса, является последний его раздел – «Припевки, сопровождавшие особые виды работ». Он включает напевы, помогавшие организовать труд грузчиков, плотников и т.д. В нём же помещены и припевки, связь которых с трудовыми процессами окончательно не выяснена. Фонограммы некоторых из них содержат неточности как интонационного, так и ритмо-структурного порядка. Однако мы считаем необходимым дать о таких напевах представление, так как это поможет фольклористам в собирательской работе.

Исследование состоит из семи очерков. В первом из них освещены понятия «бурлак» и «бурлачество». Во втором – представлены сведения из истории собирания и изучения трудовых припевок. В третьем – объяснена связь припевок, вошедших в сборник, с трудовыми процессами. В четвёртом и пятом – определены принципы нотации столь необычного музыкального материала и дан его музыковедческий анализ. В шестом рассмотрено содержание стихотворных текстов. Последний очерк посвящён характеру музыкальной выразительности бурлацких припевок.

В процессе изучения припевок автором настоящей книги введена систематизация их  по музыкальным типам. Она позволила выявить гармонические комплексы, лежащие в основе бурлацких музыкальных команд, часто представленных разнообразными одноголосными вариантами, определить структуры напевов и схемы композиций, возникающих при исполнении припевок (см. пятый очерк).

В исследовании припевки разделены и по принципу развитости стиха. Первую группу составили трудовые припевки с более развёрнутым текстом, вторую – припевки, не развитые в поэтическом отношении (см. шестой очерк).

Историко-экономические и историко-географические проблемы, вопросы о возникновении сплава, о формировании и существовании артелей, о взаимоотношениях рабочих между собой и с начальством, о быте бурлаков и другие интересные факты записаны, но в настоящей работе не освещены, так как не имеют прямого отношения к предмету исследования.

Книга написана в 1966-1967 годах, задолго до выхода в свет работы А. Банина «Трудовые артельные песни и припевки» (М., 1971), в связи с чем последняя не получила отклика на страницах настоящего издания. От своего первого варианта, подготовленного к печати в 1969 году издательством «Музыка», данная публикация отличается лишь некоторыми деталями подачи материала.

Мысль о собирании и изучении трудовых припевок, бытующих у лесосплавщиков, была подсказана автору известным фольклористом, руководителем Кабинета народной музыки ГМПИ имени Гнесиных, ныне покойным Владимиром Иосифовичем Харьковым. Он принимал самое активное участие и в организации экспедиций и в работе над сборником, высказывая замечания, давая советы, редактируя расшифровки. Да и сама идея написания книги принадлежит ему.

Большая помощь в работе над исследованием оказана мне сотрудниками кафедры гармонии и сольфеджио Института им. Гнесиных — доцентом А.А. Степановым, старшим преподавателем А.П. Астаховым, доктором искусствоведения профессором Ю.Н. Тюлиным, кандидатом искусствоведения И.К. Травиной, а также профессором кафедры истории музыки М.С. Пекелисом. Всем им приношу глубокую благодарность.

И. Истомин.