Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий
Материалы международной научной конференции
МОСКВА
РАМ имени ГНЕСИНЫХ
2008
В сборнике опубликованы материалы Международной научной конференции, состоявшейся в дни празднования 50-летнего юбилея Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных. В нем отражаются последние достижения отечественных и зарубежных исследователей народной музыкальной культуры и музыкального искусства православного мира.
Содержание
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОЛОГИЯ
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЯ
3. Я. Можейко. Руральные народно-песенные традиции в свете ноосферной идеи
Н. Ю. Данченкова. Е. В. Гиппиус и научные традиции русской «формальной школы»
Е. Е. Васильева, В. А. Лапин. Музыкальный язык русского песенного фольклора: историческая поэтика
Т. И. Калужникова. Звуковые тексты, бытующие в детской среде: опыт жанровой типологии
И. С. Попова. Мультимедийное справочное издание «Музыкальная фольклористика в Санкт-Петербургской консерватории: 1862-1925 годы» как способ представления труднодоступных архивных источников
Е. В. Каширина, М.А. Лобанов. База данных как средство анализа и поиска мелодических вариантов
И. Б. Теплова. Слуховые записи фольклора экспедицией Песенной комиссии ИРГО 1893 г. к проблеме текстологического изучения
Т. В. Краснополъская. Об изучении форм этнокультурных взаимодействий в традиционной культуре Северо-Запада России (аспекты междисциплинарных исследований)
A. Н. Соколова. К проблеме локализации западно-адыгской инструментальной традиции
Ф. Ф. Хараева. Мифология музыкального исполнительства в культуре адыгов
О. В. Гордиенко. Русская пастушеская безладковая труба: проблемы типологии
ВОПРОСЫ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ
Б. С. Луканюк. Генезис купальско-петровского мелотипа с девятисложной структурой стиха
О. А. Пашина. О принципах типологии русского народного многоголосия
Е. А. Дорохова. Мелодико-фактурный тип как системообразующий компонент
B. М. Коваль. Заметки по поводу несоответствия музыкально-ритмической формы и структуры стиха
Н. М. Кондратьева. Критерии определения ступеней звукоряда при реализации скользящих высотных сегментов в вокальных традициях Северной Азии
Г. Б. Сыченко, О. С. Пинжина. Метод построения диаграмм движения для изучения звуковысотности в типовых напевах
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Ю. И. Марченко. Песенная традиция Северной Двины (к проблеме изучения поющегося фольклора Архангельской области)
Т. С. Рудиченко. Традиции музыкального фольклора Дона: особенности формирования и функционирования
Е.А.Юрова. Тексты духовного содержания в рукописных тетрадях народных исполнителей: особенности бытования и источники
Н. В. Леонова. О единстве стиля традиционного фольклора русских старожилов Сибири
Т. С. Шенталинская. Фольклор марковцев: к проблеме типологии традиционной культуры метисных групп северо-восточной Сибири
О. В. Новикова. Современное состояние бурятской песенной традиции:результаты экспедиционного изучения
Е. М. Шишкина. Особенности культурных трансформаций волжско-немецкой традиции к началу XXI века
Г. Юссуфи. Об опыте полевых исследований народной инструментальной
ГЕОГРАФИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Г. Я. Сысоева. Музыкальные диалекты: критерии и методы выделения (на южнорусском материале)
Е. Б. Резниченко. Поморская свадебная причеть: перспективы ареального исследования
Ю. П. Рыбак. Музыкально-диалектологическое структурирование Верхнеприпятской низменности
И. В. Клименко. Макро- и микроареалогия: на перекрестке методик (на примере жнивного типа слоговой модели )
М. В. Скаженик. Мелогеография песен весенне-летнего периода в бассейне реки Уборть
Е. В. Гончаренко. Ритмическая география свадебных напевов Сумской области (к вопросу изучения музыкально-диалектных стилей культурных пограничий)
Л. М. Белогурова. Ареальная картина Смоленского региона по материалам свадебных песен
МУЗЫКА ОБРЯДОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Т. Б. Варфоломеева. Музыкально-песенные системы белорусских обрядов жизненного цикла
И. Д. Назина. О роли и функциях инструментализма в свадебной обрядности белорусов
М. А. Енговатова. Сиротская свадьба Смоленщины в системе обрядов жизненного цикла
B. П. Калюжная. Соотношение структуры и функции обрядовых песен в южносмоленской свадьбе
C. А. Жиганова. Субрегиональные традиции в условиях культуры позднего формирования (на примере кубанской свадьбы)
Н. П. Иванова. Музыкально-обрядовый комплекс удмуртской свадьбы
Н. В. Пилипенко, С. А. Сабрекова. Свадьба села Репнино Орловской области: структура и функция обрядовых напевов
И. В. Королъкова. Возглас в причитаниях: структурный и семантический аспекты
Т. В. Карнышева. О соотношении регионального и локального в причетных мелодиях Прионежья и сопредельных земель
И. М. Нуриева. Причитания в традиционной культуре удмуртов
Г. В. Лобкова. Зовы-окликания в народных традициях Смоленской области
ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ
И. П. Шеховцова. Византийская самогласная стихира XII-XIV веков как объект композиционного анализа 34
Т. П. Карташова. Особенности фитных начертаний в списках Стихирарей XII-XIV веков
Т. В. Швец, Е. В. Плетнёва. Йотированные фрагменты Кондакаря Общества истории и древностей российских
3. М. Гусейнова. Описание коллекций рукописных йотированных книг: проблемы и задачи
Н. Б. Захарьина. О составе певческих кодексов XI — начала XX века
Е. Ю. Шевчук. Киевский напев в контексте многораспевности (по материалам украинских и белорусских певческих книг XVI-XVIII веков)
М. Г. Ларина. Болгарский распев: к вопросу атрибуции песнопений
Е. В. Игнатенко. О знаках альтерации в партесной музыке XVH-XVIII веков
Н. А. Потёмкина. Старинный напев в современном звучании: вопросы терминологии и структуры
М. В. Макаровская. О прочтении наонной литургии знаменного распева
А. Г. Хачаянц. Певческие рукописи иргизских монастырей как единый комплекс
Я. Г.Денисов. Об особенностях старообрядческой певческой терминологии .
И. В. Полозова. О музыкально-теоретических воззрениях современных старообрядцев
ИСКУССТВО КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
A. С. Ярешко. Исторические и сакральные истоки колокольных звонов
М. А. Иванова. Адаптация студийской традиции церковного ударения в повседневной жизни обителей Руси в XI-XIV веках (на примере Киево- Печерского монастыря)
B. И. Пестрецов. Колокольное искусство в общественно-политической и культурной жизни России второй половины XIX — начала XX века
Я. В. Тарарацкая. Сквозь века: история колоколов и колокольни Данилова монастыря
П. В. Шариков. Опыт воссоздания исторически ценных колокольных наборов (на примере колоколов московского Свято-Данилова монастыря)
Ю. С. Хамеляйнен. К вопросу о паспортизации колоколов Софийской звонницы Новгородского Кремля
B. И. Широкова. К проблеме возрождения русского колокольного звона на Рязанской земле
Е. Г. Шатько. Колокольный фонд православных храмов Беларуси: периоды формирования
C. Г. Никитенко. Колокольный звон в повседневной жизни белорусов в XX веке
В. В. Ковалив. Беларусь: колокола и современность
Д. В. Смирнов. Опыт работы конференции памяти протоиерея Аристарха Израилева
А. А. Трофимов. Духовное значение православного храма и колокольного звона для студентов
А. Я. Гусева. Колокольный звон: возрождение традиции
Сведения об авторах
Предисловие
Настоящий сборник статей выходит в свет к юбилейной дате — 50-летию Лаборатории народной музыки (ныне Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур) Российской академии музыки имени Гнесиных. Он объединяет работы этномузыкологов разных поколений, принадлежащих одной научной традиции, которую часто называют гнесинской школой фольклористов.
Гнесинская научная школа последовательно представляет структурно-типологическое направление отечественной музыкальной фольклористики. Научные взгляды гнесинских этномузыкологов формировались под влиянием научных идей Е. В. Гиппиуса, одного из основоположников современного этномузыкознания, непосредственными преемниками которого в стенах Гнесинской академии стали Б. Б. Ефименкова и М. А. Енговатова. Научные взгляды Е. В. Гиппиуса во многом определили область музыкально-фольклористических интересов и приоритетные направления гнесинской школы.
Научная проблематика, разрабатываемая гнесинцами, охватывает широкий круг актуальных тем современной фольклористики. Это прежде всего вопросы структурного анализа народных музыкальных текстов, изучение региональной специфики фольклорных традиций, ареалогическое исследование музыкального фольклора, междисциплинарное изучение традиционной культуры. Весь этот спектр проблем нашел отражение в статьях предлагаемого сборника, выполненных на разном этническом и региональном материале, во многом благодаря колоссальной фактологической базе — фонду полевых архивных материалов, которым располагает Академия.
Первостепенное значение для гнесинских фольклористов всегда имели вопросы научной методологии и прежде всего — в области структурного анализа музыкальных фольклорных текстов, типологии которых посвящено большинство их работ. Среди обобщающих трудов такого рода в первую очередь следует назвать фундаментальную монографию Б. Б. Ефименковой «Ритм в произведениях русского вокального фольклора» (М., 2001). В ней излагается законченная теоретическая концепция традиционной ритмической системы, подытоживающая почти столетний период типологического изучения ритмики восточнославянских напевов.
Методологическим проблемам структурного анализа звуковысотных компонентов народных музыкальных текстов (лада, мелодики и многоголосия) посвящены две совместные статьи Б. Б. Ефименковой и М. А. Енговатовой, открывающие сборник. Написанные без малого 20 лет назад [1] эти статьи для гнесинцев явились первым итогом исследования звуковысотных песенных систем в структурно-типологическом ракурсе. На наш взгляд, они не утратили своей актуальности по сей день, ибо методика звуковысотного анализа окончательно еще не сложилась.
Проблемы анализа звуковысотного склада традиционных напевов поднимаются также в целом ряде статей (И. А. Никитиной, Т. Ю. Камаевой, С. А. Латышевой, Е. М. Шишкиной и др.). Все они основаны на методике, сложившейся в гнесинской школе, однако каждый из авторов, работая с разнообразным жанровым и региональным материалом, вносит в нее свои коррективы.
В типологическом ракурсе исследуются также сложные явления народной музыкальной традиции, такие как особые формы вокальной полифонической культуры восточных славян (статья М. А. Енговатовой) и импровизационные напевы карельских плачей (статья Т. В. Краснопольской). Теоретические вопросы ритмического строения песенных мелодий рассматриваются в статье Е. Б. Вершининой на фольклорном материале народов Поволжья и Приуралья. В статье Т. С. Рудиченко затрагивается проблема практического освоения традиционного музыкального наследия.
Одно из основных направлений в изучении музыкального фольклора гнесинскими исследователями — ареалогическое. Начиная с 1980-х годов картографирование и ареалогия становятся предметом пристального внимания ученых. Первым гнесинским опытом подобного исследования следует считать карты и комментарии к ним, опубликованные в работе Б. Б. Ефименковой «Севернорусская причеть» (М., 1980). Этой проблематике посвящен также ряд работ О. А. Пашиной и сборник статей «Картографирование и ареальные исследования в фольклористике» (Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 154. М., 1999).
В предлагаемом издании вопросы музыкальной ареалогии освещаются в статьях Л. М. Белогуровой и Н. П. Ивановой. Основное внимание в них уделяется проблеме выявления музыкально-диалектологической структуры народных музыкальных традиций: западнорусской календарной (Л. М. Белогурова) и удмуртской свадебной (Н. П. Иванова). Подчеркнем, что географический аспект характеризует и многие другие статьи сборника, включающие карты распространения различных музыкально-этнографических явлений.
Большинство работ данного сборника определяет региональный ракурс исследования. Отметим новое преломление этой проблематики в статьях Е. А. Дороховой и С. А. Жигановой, посвященных вопросам типологии региональных традиций как определенных песенных систем.
Как показали многие исследования, для выявления специфики региональных и локальных традиций наиболее значимы характеристики обрядовых музыкально-этнографических комплексов. В этом плане обширный материал предоставляет свадебный музыкальный фольклор. Статьи, помещенные в сборнике, рассматривают особенности свадебных региональных традиций на широком географическом пространстве. Западнорусская традиция представлена южносмоленской свадьбой (В. П. Калюжная), севернорусская — двумя локальными традициями: поморской (Е. Б. Резниченко) и костромской (Т. В. Кирюшина), южный регион — свадьбой русских сел Украины (Т. Ю. Камаева) и кубанского казачества (С. А. Жиганова).
Завершают сборник статьи Г. Юссуфи и Ф. Хараевой, в которых затрагиваются различные аспекты этноинструментоведения.
Настоящее издание являет собой определенный итог полувекового развития гнесинской научной школы и демонстрирует не только актуальность освещаемой проблематики, но и перспективность ее дальнейшей разработки. Широкая этническая, географическая, жанровая панорама статей сборника отражает мир традиционных музыкальных культур в их многообразии и неповторимости.
Л. Белогурова, М. Енговатова, И. Никитина
****
[1] Статья «Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований» опубликована в 1991 году в Материалах научно-практической этномузыкологической конференции «Звуковысотное строение народных мелодий (принципы анализа)». Вторая статья никогда не публиковалась, ее материал лег в основу доклада, прочитанного в 1989 году на Международной конференции «Песенное многоголосие народов России» (Воронеж).