Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 4
СВАДЬБА ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ:
РИТУАЛ И МУЗЫКА
МОСКВА
РАМ имени ГНЕСИНЫХ
2016
Четвертый том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен свадебной культуре смоленского правобережья Днепра. В нем публикуются документальные этнографические и музыкально-фольклорные материалы, записанные во время полевых исследований смоленского региона сотрудниками и студентами Российской академии музыки им. Гнесиных в 1960-2005 гг. и хранящиеся в Музыкально-этнографическом центре им. Е. В. Гиппиуса.
Издание включает систематизированное описание северносмоленского свадебного ритуала и сборник обрядовых песен (949 образцов), а также подборку свадебных причитаний (130 образцов), представляющих плачевую культуру всего смоленского Поднепровья. Публикация музыкально-поэтических текстов сопровождается аналитическими и музыкально-этнографическими очерками.
Том дополнен звуковым приложением — диском со 120 песнями и 35 плачами, который дает возможность читателю познакомиться с музыкой северносмоленской свадьбы в ее подлинном звучании.
Книга адресована этномузыкологам, фольклористам, этнографам, этнолингвистам, музыкантам, преподавателям фольклорных дисциплин учебных заведений, а также всем, кто интересуется русской традиционной культурой.
СОДЕРЖАНИЕ
Свадебный обрядовый комплекс смоленского правобережья Днепра
Начальный этап ритуала
От запоин до предсвадебного вечера
Канун свадьбы
Утро свадьбы в доме невесты
Утро свадьбы в доме жениха
Приезд жениха за невестой
Венчание
Послевенечные обряды в доме жениха
Второй день свадьбы и окончание ритуала
Свадебные песни смоленского правобережья Днепра
Типологическая систематика напевов свадебных песен
Напевы и поэтические тексты свадебных песен
Комментарии к свадебным песням
Смоленские свадебные причитания
Причитания в смоленском свадебном ритуале
Типологическая систематика напевов свадебных плачей
Напевы и поэтические тексты свадебных плачей ….
Комментарии к свадебным плачам
Словарь диалектных слов и выражений
Словарь сокращений географических названий
Содержание диска «Свадебные песни смоленского правобережья Днепра. Смоленские свадебные причитания»
При разработке концепции издания составители ориентировались прежде всего на музыкально-фольклорное содержание свадебного ритуала — главным образом на состав структурных типов песенных напевов. Наблюдение над их географической динамикой обнаружило различные тенденции в пространственной организации свадебно-музыкальной культуры исследуемого региона, где в крупном плане противопоставлены, с одной стороны, северные и южные, с другой — западные и восточные территории. При подготовке материала к публикации предпочтение было отдано той модели этнокультурного членения смоленского региона, которая определяется течением его главной водной артерии — Днепра — и характеризуется оппозицией правобережных (северносмоленских) и левобережных (южносмоленских) зон смоленского Поднепровья**.
Предлагаемый том (первый из планируемых двух, посвященных традиционной смоленской свадьбе) представляет читателю свадебный ритуал смоленского правобережья Днепра и включенные в него музыкально-поэтические обрядовые жанры — свадебные песни и плачи. В его основу легли полевые музыкально-этнографические материалы из девяти административных районов Смоленской области: Руднянского, Велижского, Демидовского, Духовщинского, Ярцевского, Кардымовского, Сафоновского, Смоленского (его северной — правобережной — половины) и Холм-Жирковского (главным образом его западной зоны), — а кроме них — из Жарковского и Западнодвинского районов Тверской области, свадебная традиция которых обнаруживает значительную близость северносмоленской.
Однако входящий в состав тома раздел, представляющий жанр свадебных плачей, охватывает материал, записанный во всем смоленском регионе. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, особой развитостью традиции свадебных голошений в северной Смоленщине, что делает уместным присутствие данной темы именно в «правобережном» томе; во-вторых, значительной типологической однородностью напевов свадебных причитаний, что не позволяет проводить резких различий в этом отношении между двумя крупнейшими субрегиональными традициями смоленского Поднепровья.
В соответствии с задачей целостного описания явлений традиционной народной культуры, которую с самого начала ставил перед собой авторский коллектив, свадебная традиция показана как сложный музыкально-этнографический комплекс, компоненты которого, с одной стороны, тесно связаны, во многих случаях взаимообусловлены, с другой — проявляют определенную автономность по отношению друг к другу. В настоящем томе, как и в предыдущих, этнографический и музыкально-поэтический материал представлен с позиций его структурного осмысления.
Книга открывается обширным разделом, посвященным этнографическому описанию смоленской правобережной свадьбы. В нем подробно, насколько это позволяют имеющиеся в гнесинском собрании архивные записи, характеризуются различные этапы свадебного ритуала, состав основных, повсеместно распространенных и единичных, локальных обрядовых действий, выполняющие их участники (свадебные чины) и задействованные в них предметы, приуроченные к тому или иному обрядовому эпизоду фольклорные, в том числе музыкальные, тексты. Обобщающие положения обильно иллюстрируются документальным материалом — объемными выдержками из полевых репортажей-бесед с народными исполнителями.
В написании этнографического очерка, публикуемого под общей редакцией И. А. Никитиной, принимала участие группа авторов: Е. А. Дорохова (разделы «Начальный этап свадьбы» и «От запоин до предсвадебного вечера»), О. А. Пашина («Канун свадебного дня» и «Утро свадьбы в доме невесты»), В. П. Калюжная («Утро свадьбы в доме жениха» и «Приезд жениха за невестой»), И. А. Никитина («Венчание» и «Послевенечные обряды в доме жениха») и Л. М. Белогурова («Второй день свадьбы и окончание ритуала»).