Смоленский музыкально-этнографический сборник

ТОМ 1
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ

МОСКВА
ИНДРИК
2003

Первый том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по­священ календарным обрядам и песням, известным в смоленском регионе. Том со­стоит из шести разделов, отражающих музыкально-этнографический комплекс одного из периодов народного календаря: великопостного (ранневесеннего), пас­хального, троицко-купальского, жатвенного, святочного и масленичного. Каждый из разделов содержит основанное на рассказах самих носителей традиционной культуры этнографическое описание всех ритуалов и магических практик, имею­щих календарную приуроченность; аналитический очерк, в котором дается типо­логическая систематика календарных напевов, сборник нотаций и поэтических текстов календарных несен, сгруппированных по жанровому принципу, а также комментарии к ним. Помещенные в книге материалы представляют интерес не только для специалистов, занимающихся изучением традиционной народной куль­туры, но и для широкого круга читателей, а также исполнителей народных песен.


Содержание

 

От редколлегии

 

Раздел 1.

Ранне весенний (великопостный) период

Этнографические материалы

Типологическая систематика весенних закличек

Напевы и поэтические тексты весенних закличек

Комментарии

 

Раздел 2.

Пасхальный период

Этнографические материалы

Типологическая систематика волочёбных песен

Народные версии тропаря Пасхи

Напевы и поэтические тексты волочёбных песен и тропаря Пасхи

Комментарии

 

Раздел 3.

Троицко-купальский период

Этнографические материалы

Типологическая систематика духовских и купальских песен

Напевы и поэтические тексты духовских и купальских песен

Комментарии

 

Раздел 4.

Жатвенный период

Этнографические материалы

Типологическая систематика жатвенных песен

Напевы и поэтические тексты жатвенных песен

Комментарии

 

Раздел 5.

Осенний и святочный периоды

Этнографические материалы

Типологическая систематика несен святочного периода

Напевы и поэтические тексты святочного периода

Комментарии

 

Раздел 6.

Масленичный период

Этнографические материалы

Типологическая систематика масленичных песен

Напевы и поэтические тексты масленичных песен

Комментарии

Словарь диалектных слов

Список сокращений географических названий

 

От редколлегии

Серия «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по замыслу авторов призвана представить в целостном и комплексном виде народную музыкальную культуру одной из западнорусских территорий, где этномузыкологами Российской академии музыки им. Гнесиных в последние десятилетия проводилась интенсивная полевая работа. Серия задумана как цикл музыкально-этнографических сборников, каждый из которых посвящен одному из фрагментов народной духовной культуры: ритуалам и песням календарного и жизненного циклов, необрядовым музыкальным жанрам.

Смоленский регион отличается единством этнокультурной системы, разверну­той в определенном географическом пространстве и представляющей собой сово­купность типологически сходных и генетически родственных локальных традиций. Их объединяет не только общая, лежащая в основе народной культуры, мировоз­зренческая система, но и формы ее выражения, среди которых стилевая близость му­зыкально-фольклорного материала является одним из существенных интегрирую­щих факторов. Границы смоленского региона ориентированы на естественные при­родные объекты, прежде всего бассейны Западной Двины, Днепра и Десны. Если на юге и западе стилевые рубежи региона размыты, и он достаточно плавно вливается в этно­культурный: массив восточнославянского запада, то его восточная граница очерчена дос­таточно резко. Она отсекает группу северо-восточных районов области, входящих в иную музыкально-этнографическую зону. В то же время на севере характерный для Смоленщины культурный комплекс выходит за административные пределы области, за­хватывая ряд соседних районов (Жарковский, Бельский, Нелидовский) Тверского края.

Смоленская традиционная культура относится к числу древнейших в восточной Славии. По словам Е. В. Гиппиуса, здесь фиксируются «исторически наиболее ран­ние и по всей вероятности корневые формы несенного искусства восточных сла­вян» Г Полевые исследования РАМ им. Гнесиных, проводившиеся здесь в последние годы, засвидетельствовали относительно хорошую сохранность развитой системы ритуалов и связанных с ними мифологических представлений, песен различных жанров, звучащих в полноценной ансамблевой фактуре и традиционном тембре, ис­полнительства на народных музыкальных инструментах.

Следует признать, что существующие публикации смоленского музыкального фольклора не дают адекватного представления о народнопесенной культуре региона. [1]

Они либо отражают одну из узколокальных традиций, либо посвящены какому- то одному жанру или репертуару одного исполнителя[2]. Именно поэтому цель, кото­рую преследует авторский коллектив заявленной серии, состоит в том, чтобы пред­ставить смоленскую фольклорную традицию как сложное системное явление во всем многообразии его форм. Такой подход предполагает охват всей региональной системы музыкально-фольклорных жанров, выявление всей совокупности сущест­вующих на данной территории структурных типов напевов в соотнесении с их функцией. Кроме того для подобного издания обязательным является и воссоздание этнографического контекста. Это позволяет не только представить музыкальную традицию как неотъемлемую часть народной духовной культуры, неразрывно свя­занную с другими ее формами (обрядами, обычаями, верованиями), но и выявить семантическую и функциональную нагрузку музыкально-фольклорных текстов.

Осуществление такого рода публикации стало возможным при соблюдении определенных принципов собирательской деятельности, главными из которых яв­ляются: фронтальное (сплошное) обследование территории; работа по специально разработанной программе, направленной на выявление жанровой системы, всего корпуса музыкально-фольклорных форм и этнографического контекста, в котором эти формы бытуют; стационарная работа в населенных пунктах с лучшей сохранно­стью песенной традиции (там проводились многомикрофониые записи и видеосъем­ка, позволяющие получить наиболее адекватное представление о многоголосной фактуре, приемах вокального исполнительства и народной хореографии).

В основу настоящего издания легли материалы смоленской коллекции Про­блемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музы­кальных культур РАМ им. Гнесиных (более 10 000 единиц хранения), записанные большим коллективом преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студен­тов Академии. Кроме того нами использовались собранные в совместных с Комисси­ей музыковедения и фольклора Союза композиторов России (КМФ) экспедициях материалы, в настоящее время хранящиеся в архиве Творческого объединения «Му­зыкальный фольклор».

Представленный вниманию читателей том посвящен обрядам и напевам ка­лендарного цикла — от встречи весны до масленицы. Такое расположение мате­риала соответствует традиционным народным представлениям о начале аграрного цикла и года с момента наступления весны (напомним, что в Древней Руси начало года приходилось на весеннее равноденствие). Несмотря на то, что сейчас Новый год в деревнях празднуется в январе, в ранневесенний период до сих пор совершается множество инициальных магических практик, свидетельствующих об актуально­сти древней структуры календарного цикла. Более того, данная последователь­ность материала придает всему тому композиционную завершенность, поскольку многие напевы весенних закличек и масленичных песен обнаруживают типологи­ческое сходство.

Том содержит шесть разделов, каждый из которых освещает один из основных календарно-обрядовых комплексов: ранневесенний (великопостный), пасхальный, троицко-купальский, жатвенный, святочный и масленичный.

Внутренняя структура разделов унифицирована. Каждый из них включает в се­бя этнографический очерк, в котором в сжатом и систематизированном виде пред­ставляется вся совокупность обрядовых и магических практик, прикрепленных к данному календарному периоду. Основу этих очерков составляют высказывания но­сителей традиции, дополненные исследовательскими комментариями. При этом особое внимание уделяется функционированию музыкально-фольклорных текстов в рамках обрядовых комплексов — место и время их звучания, половозрастной состав исполнителей и многое другое. Далее следует аналитический очерк, где дается типо­логическая систематизация входящих в раздел напевов конкретного жанра с точки зрения их ритмической и звуковысотной организации. Структурные типы напевов представлены в системе всех зафиксированных на Смоленщине версий. Таким обра­зом аналитический очерк — это своего рода «путеводитель» по следующему за ним корпусу музыкально-фольклорных текстов, которые сгруппированы по ритмиче­ским типам, а в рамках ритмических типов — по мелодическим, поскольку напевы одного ритмического типа могут координироваться с несколькими мелодическими. Большинство публикуемых в томе напевов календарных песен является политек- стовыми. Это означает, что с каждым из них может быть связана целая группа по­этических текстов. Все они приведены вслед за напевами соответствующего ритми­ческого строения с учетом содержащихся в них сюжетных мотивов. Что касается са­мих напевов, то они изложены в аналитической графике, отражающей особенности их архитектоники. При этом авторы придерживаются принципов аналитической но­тации, разработанных Е. В. Гиппиусом. Расшифровки некоторых песен даны не сна­чала, что связано с дефектами записи или исполнения, когда певцы пели неслажен­но. Кроме того, отдельные образцы публикуются в партитурной нотации, дающей представление о многоголосной фактуре смоленских календарных песен.

Поэтические тексты песен и документальные этнографические материалы даны в издании с той степенью фиксации диалектных особенностей, с какой они учитыва­лись разными расшифровщиками.

В целях сокращения объема данного сборника полностью выписаны только первые и ненормативные поэтические строфы, отделенные от остального текста от­бивкой. В некоторых случаях, когда поэтическая строфа построена на повторении слоговых групп стиха, начальная строфа также дается в полном виде, а в следующем далее тексте повторы слоговых групп убраны, что продиктовано технической необ­ходимостью.

Каждый раздел завершается комментариями к корпусу музыкально-фольклор­ных текстов, куда входят: народное обозначение функции песни, сведения об испол­нителях, месте, времени и авторах записи, нотировщиках, а также номера фоно- фамм в соответствии с индексацией, принятой в архивах хранения (РАМ и КМФ). В издании использована система сокращений географических названий. Согласно ;й, сначала указывается сокращенное название административного района, затем юлное название населенного пункта. В скобках фиксируется его принадлежность к сельсовету (ныне — сельской администрации). Отсутствие ссылки на сельсовет оз­начает, что сам населенный пункт является его центром. При несовпадении места записи с местом рождения исполнителя последнее отмечается в скобках после года рождения.

Наконец, в томе помещены краткий словарь диалектных слов, встречающихся в поэтических текстах песен, и список сокращений географических названий.

Настоящее издание подготовлено под руководством М. А. Енговатовой и О. А. Пашиной. Авторами разделов являются: О. Л. Пашина, И. В. Федоренко — ран­невесенний период, М. А. Енговатова, С. А. Латышева — пасхальный период, Л. М. Ви- нарчик, |Б. Б. Ефименкова — троицко-купальский период, О. А. Пашина — жатвен­ный период, Е. А. Дорохова — святочный и масленичный периоды.

В работе над материалами тома также принимали участие А. А. Абрамова, Т. 10. Камаева, В. В. Листочкина, И. А. Никитина, Е. Б. Резниченко.

Авторский коллектив выражает глубокую благодарность народным певцам — жителям смоленских деревень и всем, кто способствовал нашей полевой работе.

****

[1] Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинско­го и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и совре­менность. Вопросы типологии. М., 1982. С. 2.

[2] Харьков В. Русские народные песни Смоленской области. М., 1956; Павлова Г. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. М., 1969; Руднева А. Песни Смолен­ской области, записанные от Е. К. Щеткиной: Из коллекции фольклориста. М., 1977; Пъянко- ва С. Свадебные песни родины Глинки: Из коллекции фольклориста. М., 1977; Пъяикова С. Народные песни Смоленской области (методические рекомендации по работе с фольклорны­ми коллективами). М., 1986; Рубцов Ф. А. Русские народные песни Смоленской области. Л., 1991 и др.

 

Музыкальное приложение к сборнику (мультимедиа) издано в 2018 году