Песенные традиции Поволжья
Т. АНАНИЧЕВА, Л. СУХАНОВА
МОСКВА
МУЗЫКА
1991
Настоящая работа имеет учебно-методическую направленность, рассчитана на студентов музыкальных вузов, руководителей народных хоров. Книга посвящена песенным традициям народов Поволжья: формам бытования музыкального фольклора, системе жанров, типам, видам, сюжетам песен, музыкально-стилевым особенностям. В приложении впервые публикуются зимние календарные, весенние, свадебные обрядовые песни, записанные авторами пособия и под их руководством. Издаётся впервые.
ОТ АВТОРОВ
В настоящее время в нашей стране остро ощущается нехватка специалистов в области хорового и сольного народного пения, которые могли бы руководить профессиональными и самодеятельными коллективами народной ориентации, обладали бы глубокими знаниями фольклора, региональных и национальных песенных традиций. Это обстоятельство вызвало необходимость открыть в высших и средних учебных заведениях соответствующие отделения по подготовке руководителей народного хора и сольного народного пения. Такие отделения впервые в нашей стране появились в конце 60-х годов в ГМПИ им. Гнесиных и Саратовской консерватории (отделения руководителей народного хора). Важнейшей составной частью обучения в них стало освоение областных песенных традиций. Специальный курс, который читается на этих отделениях, посвящен северорусским, южнорусским, казачьим, западнорусским, средневолжским, уральским, сибирским песенным традициям, а также песенным традициям центральных областей России. Он ставит перед собой задачу дать студентам определенную сумму знаний по каждой из региональных традиций, научить их различать признаки этих традиций и применять свои знания на практике.
Сейчас, когда в высшей школе первостепенное значение придается самостоятельной работе студентов, стала ощущаться и нехватка в учебно-методической литературе, которая по данному предмету еще только складывается.
Настоящее пособие посвящено песенным традициям народов, населяющих территорию по среднему течению Волги. Данный курс предполагает теоретическое и практическое освоение предмета. Первое включает в себя пассивный и активный методы изучения программного материала. Пассивный метод состоит в прослушивании студентами курса лекций, снабженных граммофонными и фонозаписями, диапозитивами, диафильмами и т. д. Активное усвоение материала включает целенаправленную проработку специальной литературы, анализ волжских песен разных жанров и их сравнение с вариантами песен других регионов на те же сюжеты, собственноручное йотирование фольклорных записей, слуховой анализ (не только музыкально-поэтических особенностей, но и особенностей исполнительства, диалекта, тембров, тесситуры голосов и т. д.). Практическое освоение заключается в выучивании нескольких волжских песен разных жанров в ансамблевом и сольном изложении.
Возможности изучения местных песенных традиций в разных учебных заведениях различны, поэтому настоящее пособие не претендует на подробный методический разбор. Список рекомендуемой литературы, которым снабжена работа, призван содействовать более глубокому ознакомлению с материалом. Список включает музыкально-теоретические статьи, литературу по истории и этнографии края, сборники народных песен. Нотное приложение представляет собой подборку песен разных жанров, записанных в экспедициях и йотированных авторами пособия и студентами отделения по подготовке руководителей народных хоров в ГМПИ им. Гнесиных. Все приводимые в пособии образцы рекомендуются нами как для аналитического освоения, так и для разучивания с целью последующего исполнения на концертной эстраде не только учебными, но и профессиональными и самодеятельными коллективами. В большинстве нотаций мы стремились максимально отразить особенности местного диалекта, специфические приемы исполнения, которые зафиксированы графикой, принятой в современных фольклорных изданиях. Перед будущими руководителями народных хоров певцами-солистами стоят задачи сценического воплощения фольклора, передачи местных особенностей, проникновения в дух и характер народа. Решить эти задачи поможет глубокое знание песенных традиций, освоение всей культуры народа, понимание исторических условий, в которых она развивалась.