Народное музыкальное творчество
О.А. ПАШИНА (отв.ред), Е.А. ДОРОХОВА, А.Ю. КАСТРОВ, Ю.И.МАРЧЕНКО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КОМПОЗИТОР
2005
Настоящий учебник создан на материале русского фольклора и предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений искусств. Учебник дает представление о традиционной картине мира, специфике музыкального фольклора, современной методологии его изучения, исторически сложившейся на русской этнической территории системе локальных музыкально-фольклорных традиций, особенностях народного музыкального мышления. Учебник, снабженный большим количеством нотных примеров, таблиц и схем, отражает также историю собирания и изучения русской народной музыки и дает принятую в современной науке типологию ритмических и звуковысотных форм музыкально-фольклорных текстов
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I
Традиционная культура и музыкальный фольклор
Глава 1. Традиционная картина мира
1.1. Введение
1.2. Пространство
1.3. Время
1.4. Природные стихии
1.5. Человеческое сообщество
1.6. Представители иного мира
1.7. Народное христианство
1.8. Выводы
Глава 2. Музыкальный язык и другие «языки» традиционной культуры
2.1. Введение
2.2. Ритуал и его коды
2.3. Звуковой код народной культуры
2.4. Функции звука и голоса в традиционной культуре
2.5. Выводы
Глава 3. Специфика музыкального фольклора
3.1. Устность
3.2. Вариативность
3.3. Коллективность
3.4. Полистадиальность
3.5. Музыкально-фольклорная традиция
3.6. Выводы
Глава 4. Русский музыкальный фольклор: история и география
4.1. Введение
4.2. История заселения русской этнической территории
4.3. Формирование этнокультурных зон
4.4. Социальные факторы в формировании народной культуры
4.5. Выводы
Глава 5. Основы музыкального мышления в традиционной культуре
5.1. Введение
5.2. Ритм как фундаментальная основа музыкально-фольклорных произведений
5.3. Звуковысотность в системе народного музыкального мышления
5.4. Особые формы совместного пения
Часть II
Русский музыкальный фольклор в контексте традиционной культуры
Глава 1. Календарные обряды и песни
1.1. Введение
1.2. Обряды и песни ранневесеннего периода
1.2.1. Закликание весны
1.2.2. «Жаворонки»
1.2.3. Средокрестные песни
1.2.4. Ранневесенние хороводы
1.3. Обряды и песни пасхального периода
1.3.1. Волочёбный обряд и песни. Тропарь Пасхи в народной традиции
1.3.2. Вьюнишный обряд и песни
1.4. Обряды и песни троицко-купальского периода
1.4.1. Свадебные мотивы в троицко-купальской обрядности
1.4.2. Звуковой мир троицко-купальского периода
1.4.3. Троицкие ритуальные хороводы
1.5. Жатвенные обряды и песни
1.5.1. Зажинки
1.5.2. Дожинки
1.5.3. Свадебные мотивы в жатвенной обрядности
1.5.4. Жатвенные песни
1.6. Обряды и песни святочного периода
1.6.1. Колядование
1.6.2. Обряд гадания под песни
1.6.3. Святочные собрания молодежи
1.7. Масленичные обряды и песни
1.7.1. Поминальный комплекс в масленичной обрядности
1.7.2. Семейно-брачные мотивы в масленичной обрядности
1.7.3. Продуцирующие магические практики
1.7.4. Музыкальное оформление масленичного периода
Глава 2. Обряды и песни жизненного цикла
2.1. Введение
2.2. Родины и крестины. Колыбельные и крестьбинские песни
2.3. Раннее детство. Потешки и прибаутки
2.3.1. Социализация детей. Освоение музыкально-фольклорной традиции
2.4. Обряды инициационного характера
2.4.1. Традиционные собрания молодежи
2.4.2. Музыкальная стилистика хороводных песен
2.5.Свадебный обряд
2.5.1. Свадьба-веселье
2.5.2. Свадьба-похороны
2.6. Похоронно-поминальный обрядовый комплекс. Традиция причитаний
2.6.1. Обряды погребения. Поминальные обряды
2.6.2. Похоронные плачи
2.6.3. Другие виды причитаний
2.6.4. Народные моления по усопшим
2.6.5. Поминальные духовные стихи
Глава 3. Русский музыкальный эпос
3.1. Введение
3.2. Былины
3.2.1. Поэтический мир русского эпоса
3.2.2. Сказитель
3.2.3. Структура эпического текста. Стих и напев
3.2.4. Казачья былинная традиция
3.3. Скоморошины и небылицы
3.4. Духовные стихи
3.5. Баллады
Глава 4. Лирическая песня
4.1. Введение
4.2. Многоголосный склад лирических песен
4.3. Особенности функционирования лирических песен
4.4. Культурные функции лирических песен
4.5. Локальные традиции русских лирических песен
4.5.1. Западнорусские лирические песни
4.5.2. Лирические песни среднерусского региона
4.5.3. Южнорусские лирические песни
4.5.4. Севернорусские лирические песни
4.6. Городская лирическая песня
Глава 5. Музыкальные инструменты
5.1. Введение
5.2. Идиофоны
5.3. Мембранофоны
5.4. Хордофоны
5.5. Аэрофоны
5.6. Пневматические инструменты
Глава 6. Инструментальная музыка
6.1. Введение
6.2. Историческое развитие инструментальной музыки
6.3. Становление жанров и жанровые группы
6.3.1. Звукотворчество при общении человека с природой
6.3.2. Детское звукотворчество
6.3.3. Музыкальная коммуникация в процессе труда и обряда
6.3.4. Жанры музыки ритуального действа
6.3.5. Сфера приуроченных жанров
6.3.6. Инструментальная музыка художественной направленности
Глава 7. Будни и праздники
7.1. Введение
7.2. Музыка трудовых будней
7.2.1. Толока
7.2.2. Лесные кличи
7.2.3. Выкрики разносчиков
7.2.4. Трудовые артельные припевки
7.3. Народные праздники
7.3.1. Престольные праздники
7.3.2. Съезжие праздники
7.3.3. Обетные праздники
7.3.4. Годовые праздничные гулянья
7.4. Частушки и «страдания»
Глава 8. Народная «теория» музыки и терминология
8.1. Выводы
Часть III
Наука о русском музыкальном фольклоре
Глава 1. История собирания и изучения русской народной музыки
1.1 Введение
1.2. Зарождение научной мысли о народном творчестве
1.3. Первый период собирания и изучения русских народных песен
1.3.1. Формирование научных подходов к изучению народного музыкально-поэтического творчества
1.3.2. Кружок Киреевского и другие научные сообщества
1.4. Второй период собирания и изучения русских народных песен. Становление музыкальной науки о народной песне
1.4.1. Публикации народных песен 1860-90-х годов
1.4.2. Научная деятельность П. П. Сокальского
1.5. Третий период собирания и изучения русской народной музыки. Музыкальная этнография
1.5.1. Деятельность Музыкально-этнографической комиссии
1.5.2. Зарождение структурно-типологического направления в музыкально-этнографических исследованиях
1.6. Музыкальная фольклористика в XX веке
1.6.1. Собирательская деятельность
1.6.2. Документация музыкально-фольклорных материалов
1.6.3. Основные методологические направления музыкально-фольклористических исследований
Глава 2. Структурно-ритмическая типология произведений музыкального фольклора
2.1. Введение
2.2. Формы с цезурированными музыкально-ритмическими периодами
2.2.1. Цезурированные временники
2.2.2. Цезурированные напевы с мобильными параметрами формы
2.3.Формы с неравномерно сегментированными музыкально-ритмическими периодами
2.3.1. Неравномерно сегментированные напевы с мобильными параметрами формы
2.4. Равномерно сегментированные напевы
2.5. Музыкально-ритмические формы со стопной сегментацией
2.6. Музыкально-ритмические формы протяжных песен
Глава 3. Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора
3.1. Введение. Народное многоголосие
3.2. Лад и мелодика
3.3.1. Звуковысотная организация цезурированных напевов гетерофонного склада
3.3.2. Звуковысотная организация сегментированных напевов гетерофонного склада
3.3.3. Звуковысотная организация напевов нестабильной ритмической структуры
3.3.4. Звуковысотное строение напевов расширенной структуры, реализующихся в гетерофонной фактуре
3.3.5. Звуковысотная организация напевов, реализующихся в функциональном двухголосии
3.4. Вокальный строй
Заключение
Словарь терминов и понятий этномузыковедения
Библиография
Источники нотных примеров
Список сокращений