Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 2
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
ПЛАЧИ И ПОМИНАЛЬНЫЕ СТИХИ
МОСКВА
ИНДРИК
2003
Второй том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен погребальному и поминальным обрядам Смоленской области на современном этапе их бытования, а также музыкальным жанрам, являющимся неотъемлемой составной частью этих обрядов. Том включает в себя полное этнографическое описание похоронного обряда и связанных с ним мифологических представлений, составленное на основе рассказов самих носителей традиции, аналитические очерки, в которых дается типологическая систематизация напевов плачей и духовных стихов, сборники их нотаций и поэтических текстов, достаточно полно репрезентирующие смоленскую традицию и построенные в соответствии с предложенной в аналитических очерках систематикой.
Содержание
Предисловие
Похоронная обрядность Смоленской области
Музыкальный код погребального обряда Смоленщины (этнография исполнения плачей, поминальных стихов и церковных песнопений)
Типологическая систематика напевов похоронных плачей
Напевы и поэтические тексты похоронных плачей
Комментарии к похоронным плачам
Типологическая систематика напевов поминальных стихов
Напевы и поэтические тексты поминальных стихов и церковных песнопения
Комментарии к поминальным стихам и церковным песнопениям
Список сокращений географических названий
Предисловие
Настоящий том посвящен похоронно-поминальному обрядовому комплексу смоленского региона. В нем впервые в отечественной этнологии и этномузыкологии региональная традиция похоронного ритуала представлена в комплексе составляющих его компонентов.
Восточнославянский похоронный обряд всегда привлекал к себе пристальное внимание ученых, изучающих народную культуру. Несмотря на то, что всеми исследователями признается чрезвычайная ценность для науки сведений о погребальной культуре, аккумулирующей в себе и хорошо сохраняющей наиболее архаические мифологические представления, в отечественной этнологии до сих пор практически не существует работ, описывающих конкретные региональные традиции обряда.
Основу тома составляют музыкально-этнографические материалы, полученные в результате фронтального обследования смоленской территории экспедициями Российской Академии музыки им. Гнесиных в последней четверти ХХ века. Кроме
того, в публикации использованы записи духовных стихов из смоленской коллекции Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинского Дома), любезно предоставленные А. Н. Розовым и С. В. Фроловым.
Полевая работа показала, что погребальный ритуал на Смоленщине — один из немиогих, которые и в настоящее время сохраняют живую форму бытования. Это обеспечивает высокую степень объективности и достоверности собранной информации. Большой объем сведений, полученных как в результате непосредственного наблюдения над ходом погребального и поминальных ритуалов, так и в процессе полевого анкетирования, позволил детально проследить все этапы ритуала и выявить круг мифологических представлений, связанных со смертью как одним из фундаментальных концептов традиционной народной культуры.
Особенностью смоленского похоронно-поминального обрядового комплекса является жанровая неоднородность его музыкального кода. Два важнейших его компонента — плачи и поминальные стихи, представляющие собой местную разновидность жанра духовных стихов. Помимо этого в современный похоронный ритуал входят народные версии церковных песнопений заупокойных служб. Однако имеющееся количество их записей недостаточно для того, чтобы составить о них адекватное представление. Тем не менее для полноты картины в данную публикацию мы включили несколько образцов церковных песнопений в народной интерпретации.
Том открывается этнографическим описанием смоленской похоронной и поминальной обрядности, основанным на документальных свидетельствах, которые сопровождаются необходимыми исследовательскими комментариями. Специальные очерки посвящены вопросам обрядового функционирования музыкально-поэтических текстов плачей, стихов и отчасти церковных песнопений.
Основные музыкальные жанры смоленского похоронного ритуала представлены в двух самостоятельных разделах. Публикация обширного корпуса напевов и поэтических текстов похоронных плачей и поминальных стихов приобретает особую актуальность в связи с тем, что западнорусские образцы данных жанров малоизвестны и практически не изучены.
Каждому музыкальному разделу предшествует аналитический очерк, содержащий описание структурных (ритмических и мелодических) типов напевов. Предложенная в очерках типологическая систематика напевов плачей и поминальных сти-
хов определила их порядок в соответствующих музыкальных разделах. Следующие за ними комментарии к нотным текстам содержат паспортные данные и архивные реквизиты* по каждому образцу.
Том подготовлен к изданию коллективом этномузыкологов РАМ им. Гнесиных. Этнографическое описание смоленского похоронного обряда составлено О.А. Пашиной, в подготовке его разделов принимали участие Л. М. Винарчик, М. А. Енговатова, И. А. Никитина, О. А. Труфанова. Авторами аналитического очерка по плачам и составителями корпуса плачевых напевов являются О. А. Пашина и ЕЁ. А. Дорохова.
Формирование корпуса напевов поминальных стихов и написание соответствующего аналитического очерка выполнены Л. М. Винарчик, И. А. Пикитиной, О.А. Труфановой. Обработку полевых материалов осуществляли также С. А. Латышева, В. В. Листочкина, Г. Ю. Камаева, И. В. Бычина, Т.В. Кирюшина, Е. Б. Резниченко.
Авторский коллектив приносит глубокую благодарность жителям смоленских деревень — хранителям народных традиций, всем, кто способствовал осуществлению нашей экспедиционной работы. Особую признательность выражаем коллегам из Санкт-Петербурга А.Н. Розову и С. В. Фролову — первооткрывателям смоленских духовных стихов.
* В комментариях приняты следующие сокращения мест хранения: РАМ — архив Лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур Российской Академии музыки им. Гнесиных; КМФ — архив Комиссии музыковедения и фольклора Союза композиторов России (ныне принадлежит ТО «Музыкальный фольклор»); ИРЛИ — фонограммархив Института русской литературы РАИ (Пушкинского дома).
Музыкальное приложение к сборнику (мультимедиа) издано в 2018 году