Смоленский музыкально-этнографический сборник
ТОМ 1
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПЕСНИ
МОСКВА
ИНДРИК
2003
Первый том серии «Смоленский музыкально-этнографический сборник» посвящен календарным обрядам и песням, известным в смоленском регионе. Том состоит из шести разделов, отражающих музыкально-этнографический комплекс одного из периодов народного календаря: великопостного (ранневесеннего), пасхального, троицко-купальского, жатвенного, святочного и масленичного. Каждый из разделов содержит основанное на рассказах самих носителей традиционной культуры этнографическое описание всех ритуалов и магических практик, имеющих календарную приуроченность; аналитический очерк, в котором дается типологическая систематика календарных напевов, сборник нотаций и поэтических текстов календарных несен, сгруппированных по жанровому принципу, а также комментарии к ним. Помещенные в книге материалы представляют интерес не только для специалистов, занимающихся изучением традиционной народной культуры, но и для широкого круга читателей, а также исполнителей народных песен.
Содержание
От редколлегии
Раздел 1.
Ранне весенний (великопостный) период
Этнографические материалы
Типологическая систематика весенних закличек
Напевы и поэтические тексты весенних закличек
Комментарии
Раздел 2.
Пасхальный период
Этнографические материалы
Типологическая систематика волочёбных песен
Народные версии тропаря Пасхи
Напевы и поэтические тексты волочёбных песен и тропаря Пасхи
Комментарии
Раздел 3.
Троицко-купальский период
Этнографические материалы
Типологическая систематика духовских и купальских песен
Напевы и поэтические тексты духовских и купальских песен
Комментарии
Раздел 4.
Жатвенный период
Этнографические материалы
Типологическая систематика жатвенных песен
Напевы и поэтические тексты жатвенных песен
Комментарии
Раздел 5.
Осенний и святочный периоды
Этнографические материалы
Типологическая систематика несен святочного периода
Напевы и поэтические тексты святочного периода
Комментарии
Раздел 6.
Масленичный период
Этнографические материалы
Типологическая систематика масленичных песен
Напевы и поэтические тексты масленичных песен
Комментарии
Словарь диалектных слов
Список сокращений географических названий
От редколлегии
Серия «Смоленский музыкально-этнографический сборник» по замыслу авторов призвана представить в целостном и комплексном виде народную музыкальную культуру одной из западнорусских территорий, где этномузыкологами Российской академии музыки им. Гнесиных в последние десятилетия проводилась интенсивная полевая работа. Серия задумана как цикл музыкально-этнографических сборников, каждый из которых посвящен одному из фрагментов народной духовной культуры: ритуалам и песням календарного и жизненного циклов, необрядовым музыкальным жанрам.
Смоленский регион отличается единством этнокультурной системы, развернутой в определенном географическом пространстве и представляющей собой совокупность типологически сходных и генетически родственных локальных традиций. Их объединяет не только общая, лежащая в основе народной культуры, мировоззренческая система, но и формы ее выражения, среди которых стилевая близость музыкально-фольклорного материала является одним из существенных интегрирующих факторов. Границы смоленского региона ориентированы на естественные природные объекты, прежде всего бассейны Западной Двины, Днепра и Десны. Если на юге и западе стилевые рубежи региона размыты, и он достаточно плавно вливается в этнокультурный: массив восточнославянского запада, то его восточная граница очерчена достаточно резко. Она отсекает группу северо-восточных районов области, входящих в иную музыкально-этнографическую зону. В то же время на севере характерный для Смоленщины культурный комплекс выходит за административные пределы области, захватывая ряд соседних районов (Жарковский, Бельский, Нелидовский) Тверского края.
Смоленская традиционная культура относится к числу древнейших в восточной Славии. По словам Е. В. Гиппиуса, здесь фиксируются «исторически наиболее ранние и по всей вероятности корневые формы несенного искусства восточных славян» Г Полевые исследования РАМ им. Гнесиных, проводившиеся здесь в последние годы, засвидетельствовали относительно хорошую сохранность развитой системы ритуалов и связанных с ними мифологических представлений, песен различных жанров, звучащих в полноценной ансамблевой фактуре и традиционном тембре, исполнительства на народных музыкальных инструментах.
Следует признать, что существующие публикации смоленского музыкального фольклора не дают адекватного представления о народнопесенной культуре региона. [1]
Они либо отражают одну из узколокальных традиций, либо посвящены какому- то одному жанру или репертуару одного исполнителя[2]. Именно поэтому цель, которую преследует авторский коллектив заявленной серии, состоит в том, чтобы представить смоленскую фольклорную традицию как сложное системное явление во всем многообразии его форм. Такой подход предполагает охват всей региональной системы музыкально-фольклорных жанров, выявление всей совокупности существующих на данной территории структурных типов напевов в соотнесении с их функцией. Кроме того для подобного издания обязательным является и воссоздание этнографического контекста. Это позволяет не только представить музыкальную традицию как неотъемлемую часть народной духовной культуры, неразрывно связанную с другими ее формами (обрядами, обычаями, верованиями), но и выявить семантическую и функциональную нагрузку музыкально-фольклорных текстов.
Осуществление такого рода публикации стало возможным при соблюдении определенных принципов собирательской деятельности, главными из которых являются: фронтальное (сплошное) обследование территории; работа по специально разработанной программе, направленной на выявление жанровой системы, всего корпуса музыкально-фольклорных форм и этнографического контекста, в котором эти формы бытуют; стационарная работа в населенных пунктах с лучшей сохранностью песенной традиции (там проводились многомикрофониые записи и видеосъемка, позволяющие получить наиболее адекватное представление о многоголосной фактуре, приемах вокального исполнительства и народной хореографии).
В основу настоящего издания легли материалы смоленской коллекции Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных (более 10 000 единиц хранения), записанные большим коллективом преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов Академии. Кроме того нами использовались собранные в совместных с Комиссией музыковедения и фольклора Союза композиторов России (КМФ) экспедициях материалы, в настоящее время хранящиеся в архиве Творческого объединения «Музыкальный фольклор».
Представленный вниманию читателей том посвящен обрядам и напевам календарного цикла — от встречи весны до масленицы. Такое расположение материала соответствует традиционным народным представлениям о начале аграрного цикла и года с момента наступления весны (напомним, что в Древней Руси начало года приходилось на весеннее равноденствие). Несмотря на то, что сейчас Новый год в деревнях празднуется в январе, в ранневесенний период до сих пор совершается множество инициальных магических практик, свидетельствующих об актуальности древней структуры календарного цикла. Более того, данная последовательность материала придает всему тому композиционную завершенность, поскольку многие напевы весенних закличек и масленичных песен обнаруживают типологическое сходство.
Том содержит шесть разделов, каждый из которых освещает один из основных календарно-обрядовых комплексов: ранневесенний (великопостный), пасхальный, троицко-купальский, жатвенный, святочный и масленичный.
Внутренняя структура разделов унифицирована. Каждый из них включает в себя этнографический очерк, в котором в сжатом и систематизированном виде представляется вся совокупность обрядовых и магических практик, прикрепленных к данному календарному периоду. Основу этих очерков составляют высказывания носителей традиции, дополненные исследовательскими комментариями. При этом особое внимание уделяется функционированию музыкально-фольклорных текстов в рамках обрядовых комплексов — место и время их звучания, половозрастной состав исполнителей и многое другое. Далее следует аналитический очерк, где дается типологическая систематизация входящих в раздел напевов конкретного жанра с точки зрения их ритмической и звуковысотной организации. Структурные типы напевов представлены в системе всех зафиксированных на Смоленщине версий. Таким образом аналитический очерк — это своего рода «путеводитель» по следующему за ним корпусу музыкально-фольклорных текстов, которые сгруппированы по ритмическим типам, а в рамках ритмических типов — по мелодическим, поскольку напевы одного ритмического типа могут координироваться с несколькими мелодическими. Большинство публикуемых в томе напевов календарных песен является политек- стовыми. Это означает, что с каждым из них может быть связана целая группа поэтических текстов. Все они приведены вслед за напевами соответствующего ритмического строения с учетом содержащихся в них сюжетных мотивов. Что касается самих напевов, то они изложены в аналитической графике, отражающей особенности их архитектоники. При этом авторы придерживаются принципов аналитической нотации, разработанных Е. В. Гиппиусом. Расшифровки некоторых песен даны не сначала, что связано с дефектами записи или исполнения, когда певцы пели неслаженно. Кроме того, отдельные образцы публикуются в партитурной нотации, дающей представление о многоголосной фактуре смоленских календарных песен.
Поэтические тексты песен и документальные этнографические материалы даны в издании с той степенью фиксации диалектных особенностей, с какой они учитывались разными расшифровщиками.
В целях сокращения объема данного сборника полностью выписаны только первые и ненормативные поэтические строфы, отделенные от остального текста отбивкой. В некоторых случаях, когда поэтическая строфа построена на повторении слоговых групп стиха, начальная строфа также дается в полном виде, а в следующем далее тексте повторы слоговых групп убраны, что продиктовано технической необходимостью.
Каждый раздел завершается комментариями к корпусу музыкально-фольклорных текстов, куда входят: народное обозначение функции песни, сведения об исполнителях, месте, времени и авторах записи, нотировщиках, а также номера фоно- фамм в соответствии с индексацией, принятой в архивах хранения (РАМ и КМФ). В издании использована система сокращений географических названий. Согласно ;й, сначала указывается сокращенное название административного района, затем юлное название населенного пункта. В скобках фиксируется его принадлежность к сельсовету (ныне — сельской администрации). Отсутствие ссылки на сельсовет означает, что сам населенный пункт является его центром. При несовпадении места записи с местом рождения исполнителя последнее отмечается в скобках после года рождения.
Наконец, в томе помещены краткий словарь диалектных слов, встречающихся в поэтических текстах песен, и список сокращений географических названий.
Настоящее издание подготовлено под руководством М. А. Енговатовой и О. А. Пашиной. Авторами разделов являются: О. Л. Пашина, И. В. Федоренко — ранневесенний период, М. А. Енговатова, С. А. Латышева — пасхальный период, Л. М. Ви- нарчик, |Б. Б. Ефименкова — троицко-купальский период, О. А. Пашина — жатвенный период, Е. А. Дорохова — святочный и масленичный периоды.
В работе над материалами тома также принимали участие А. А. Абрамова, Т. 10. Камаева, В. В. Листочкина, И. А. Никитина, Е. Б. Резниченко.
Авторский коллектив выражает глубокую благодарность народным певцам — жителям смоленских деревень и всем, кто способствовал нашей полевой работе.
****
[1] Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность. Вопросы типологии. М., 1982. С. 2.
[2] Харьков В. Русские народные песни Смоленской области. М., 1956; Павлова Г. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. М., 1969; Руднева А. Песни Смоленской области, записанные от Е. К. Щеткиной: Из коллекции фольклориста. М., 1977; Пъянко- ва С. Свадебные песни родины Глинки: Из коллекции фольклориста. М., 1977; Пъяикова С. Народные песни Смоленской области (методические рекомендации по работе с фольклорными коллективами). М., 1986; Рубцов Ф. А. Русские народные песни Смоленской области. Л., 1991 и др.
Музыкальное приложение к сборнику (мультимедиа) издано в 2018 году