Севернорусская причеть

 
ЕФИМЕНКОВА Б.Б.

Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшеньги
Вологодская область

Советский композитор
1981

Настоящее собрание представляет одну из традиций русского северного плача, а именно традицию междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшенги (восточная часть Вологодской области). Книга представляет первый опыт публикации и исследования локальной причетной традиции, включающий картографирование материала и его структурно-типологическое, системное описание.

От автора

Жанр причитаний широко распространен на русской этнической территории под различными местными названиями: причитание, плач, плакса, причеть, причет, причёт, плакашки, воп и др. По своему содержанию и бытовому назначению причитания повсеместно подразделяются на похоронные, свадебные, воинские, плачи по случаю несчастья. Все они связаны с важнейшими и напряженнейшими моментами человеческой жизни — с моментами необратимых перемен (расставаниями, потерями, трагическими поворотами судеб), что объединяет эти жанровые раз- новидности общим стилевым единством.

Во многих отношениях причитания являются ключевым жанром для понимания генезиса и эстетики русского народнопесенного искусства. В отличие от других восточнославянских этнических групп, в художественном творчестве великороссов причет выходит за рамки обряда и становится источником некоторых коренных ветвей русской песенной культуры. Так, традниционные прощальные девичьи свадебные песни, песни невесты-сироты, женские песни о разлуке с домом и семьей, мужские песни о смерти молодца на чужбине выросли из причитаний и сохранили их образный строй.

Русские плачи оказали несомненное влияние на профессиональное искусство, в том числе музыкальное, — влияние, выступившее в сочинениях многих выдающихся композиторов очень ярко (от Глинки, Мусоргского до Стравинского и Шостаковича). Творческая npaктика опередила научное собиранне и изучение причитаний. Она опиралась на те представления, те слуховые и эмоциональные впечатления от плача, которые складывались в просвещенных слоях русского общества под воздействием ведущих идей своего времени.

Филологов, историков, этнографов дореволюционной России причет интересовал прежде всего как компонент обрядового действа, как источник сведений о быте, укладе, верованиях русского крестьянина, С 70-х годов XIX века, когда появились первые сoбpания поэтических текстов народных плачей, особенно со времени опубликования «Причитаний Северного края» Е. Барсова, записанных главным oбpазом с голоса Ирины Федосовой (1), крестьянская причеть стала для русской интеллигенции прежде всего поэзией гpажданского звучания, воплощением социального протеста огромной силы и выразительности.

Это привело к тому, что на первый план выступила информативная сторона русского плача,  его  содержание. Отчасти  поэтому изучение причети как одного из жанров фольклора — со своими художественными особенностями и приемами, спецификой местных традиций — пpoдвигалось крайне медленно.

Собирание и исследование причети тормозила также трудность записи текста и особенно напева. В рамках собрания мелодии причитаний появляются только в последней четверти XIX века, причем в очень схематичном и фрагментарном виде (2). Лишь введение механической записи (особенно магнитофона) сделало возможной фиксацию звучания плача, а следовательно и его научное изучение. Но до сих пор, из-за oтсутствия скoлькo-ни6удь полных и систематизированных публикаций напевов и текстов русского причета различных локальных традиций, исследование может опираться лишь на материал отдельных песенных регионов — и то после предварительной трудоемкой собирательской paботы.

Настоящее собрание представляет одну из традиций русского север-ного плача, а именно традицию междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшенги (восточная часть Вологодской области) . В прошлом этот район исследовался мало. От ХIХ века coxpанились в основном его этнографические описания с разрозненными сведениями о народных oбрядах и местном песенном искусстве (3). Из нотных публикаций особого внимания заслуживает сборник Ф. Истомина и С. Ляпунова «Песни русского народа» (Спб., 1899) . Маршрут этой второй экспедиции Песенной комиссии при Русском географическом обществе проходил как раз через бассейны Сухоны, Юra и верхней Кокшенги. В настоящее время Вологодская область стала местом активной собирательской работы как московских учреждений  (МГУ им. Ломоносова и ГМПИ им. Гнесиных), так и Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Kopcaкова.

Предлагаемый труд — первый опыт публикации и исследования локальной причетной традиции, включающий картографирование материала и его структурно-типологическое, системное описание. Основами исследовательского метода автор обязан профессору Е. В. Гиппиусу, которому выражает самую искреннюю благодарность.

Автор выражает признательность сотрудникам кафедры истории музыки ГMПИ им. Гнесиных, в стенах которого начало создаваться это собрание, а также участникам полевых экспедиций 1967-1976 годов музыковеду А. С. Курцман, выпускникам и студентам института Т. Hoвиковой, А. Макаровской, Т. Карнаух, И. Голубеву, Б. Пиговату, А. Федичкину, И. Банииковой, Н. Ходинской, С. Качановой, О. Левченко.

 

*****

(1) Барсов Е.  Причитания Северного края, ч. І . М.,  t87Q; ч. 2. N.,  1882: s. 3. М., 1886.

(2) См., например: Агреневa-Cлавянская О. Описание русской крестьянской свадьбы., ч. 1 М., 1887; ч. 2. Тверь, 1887; ч. 3. Сп6., 1888

(3)  Дилакторский П. А. Свадебные обычаи и песни в Тотемском уезде Вологодской губернии. — «Этнографическое обозрение», 1899, № 3; Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. М., 1890; Иваницкий Н. И. Причитания невесты в Вологодской губернин. — «Москвитянин», 1841, ч. 6, № 12; Куклин М.  Свадебные обычаи и песни в Шонгско-Николаевской волости Никольского уезда. — «Этнографическое обозрение», 1900, № 2; Попов В. Описание Кокшеньги. — «Вологодские губернские ведомости», 1857, 20-24; Попов К. 3аметки о свадебных песнях и обрядах Вологодской губернии. — Известия ОЛЕАЭ. Труды этнографического отдела, кн. 3, вып. 1. М., 1874; Потанин Г. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы. — «Живая старина», 1899, вып. 1-2; Пшеницын М. Отрывки из свадебных причетов Ляменьгского прихода Никольского уезда Вологодской губернии. — «Живая старина», 1900, вып. 3 — и т. п.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора 

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ

Г Л А В А I. О некоторых чертах своеобразия междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшенги как целостного географического, социально­-исторического и фольклорного региона. 

Г Л А В А II. Основные сюжетные мотивы причитаний исследуемого ре­гиона.
 
Г Л А В А III. Структурная типология напевов и поэтических текстов мест­ных причетов. 

Г Л А В А I V . Некоторые особенности исполнения причетных напевов.

ПРИЧИТАНИЯ (напевы и тексты)

  • ПЛАЧИ ПО УМЕРШИМ
  • ВОИНСКИЕ ПРИЧИТАНИЯ
  • СВАДЕБНЫЕ ПРИЧИТАНИЯ

Комментарии 
Словарь диалектных слов и выражений

 

Музыкальное приложение к книге (мультимедиа) издано в 2024 году