Музыкальная культура русского Севера
В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Б.Б. ЕФИМЕНКОВОЙ :
к 80-летию со дня рождения ученого
МОСКВА
2012
Настоящее издание подготовлено к 80-летию со дня рождения выдающегося ученого, одного из крупнейших авторитетов отечественного этномузыкознания второй половины XX столетия, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Бориславы Борисовны Ефименковой (1933–1996).
Практически всю свою научную деятельность Борислава Борисовна посвятила изучению народной музыкальной культуры Русского Севера, и прежде всего — Вологодчины. В течение многих лет с этим краем была связана ее собирательская работа, большая часть ее научных трудов выполнена на севернорусском материале. Основные исследовательские интересы Б. Б. Ефименковой связаны с жанром причети — одного из «классических» жанров севернорусской культуры. Достаточно назвать монографию ученого «Севернорусская причеть», посвященную вологодским плачам — в русской фольклористике она стала первым столь обширным собранием причетных напевов, опубликованных к тому же в систематизированном виде.
Еще одна излюбленная «северная» тема Ефименковой — свадебная обрядность, которую она много записывала, анализировала разнообразные локальные варианты обряда, сопрягая его музыкальную драматургию с этнографическим содержанием. Результатом этой работы стала типология севернорусского свадебного ритуала, позднее, в исследовании «Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение» «вписанная» в более широкий этнический контекст.
Наконец, без севернорусских песен и плачей немыслимо было бы осуществить фундаментальное теоретическое исследование русской народно-песенной ритмики[1], предпринятое Б. Б. Ефименковой в последние годы жизни и ставшее итогом ее научной деятельности и вехой в истории отечественной музыкальной фольклористики.
Предлагаемый читателю сборник включает в себя 16 работ, написанных Б. Б. Ефименковой в разные годы. Все они опираются на севернорусский материал и развивают темы и аналитические проблемы, не получившие подробного освещения в монографических исследованиях ученого. Значительная часть статей публикуется впервые. Некоторые работы были изданы при жизни автора в малотиражных и сегодня практически недоступных сборниках, они представлены здесь в исправленном виде, с учетом правок и дополнений, внесенных автором уже после первой публикации.
Расположенные в хронологическом порядке, работы Б.Б. Ефименковой дают яркое представление о стремительной эволюции научного метода исследователя, вступившего на путь структурно-типологического осмысления традиционного музыкального материала. Впрочем, уже в самых ранних статьях заметно желание автора уйти от характерной для музыкальной фольклористики того времени описательной манеры изложения и максимально углубить аналитическую проблематику.
В настоящий сборник включены также выполненные Б. Б. Ефименковой более 90 нотировок народных песен из Вологодской, Кировской и Смоленской областей. 20 нотаций являются транскрипциями многоканальных записей. Записанные автором во время экспедиционных выездов 1959–1979 годов, эти музыкальные примеры демонстрируют яркие образцы народно-песенного искусства, зафиксированные в годы его активного, живого бытования.
Отдельный раздел сборника посвящен переписке Б. Б. Ефименковой с народными исполнителями, которая свидетельствуют о глубоком и искреннем, неформальном личностном общении собирателя с носителями традиции. Конечно же, особый интерес здесь составляют письма деревенских певиц — с их живой, образной речью, подчас достигающей высоких образцов народной поэзии.
Помимо трудов ученого, настоящее издание содержит обзор жизненного и творческого пути Б. Б. Ефименковой, а также включает в себя справочные материалы: список экспедиций, в которых она принимала участие, перечень опубликованных работ и выступлений на научных конференциях.
Сборник дополняет звуковое приложение на цифровом компакт-диске, где помещены 40 образцов севернорусских народных песен и плачей, записанных Б. Б. Ефименковой.
[1] Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М., 2001.