Искусство игры на рожках Василия Алексеевича Колпакова из деревни Холычево Гаврилово-Ямского района Ярославской области

объект на сайте culture.ru

Автор описания объектаКирюшина Татьяна Викторовна,
ведущий научный сотрудник Государственного республиканского центра русского фольклора 

Ярославская область, Гаврилово-Ямской район, деревня Холычево;
Костромская область, Нерехтский район, деревня Лепилово

Исследование творческого наследия выдающихся музыкантов-рожечников неотделимо от изучения рожечной традиции в целом. Во второй половине XVIII столетия рожок был одним из самых распространенных русских музыкальных инструментов. Об этом можно судить хотя бы потому, что о нем упоминали многие источники того времени: о рожке писал и хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин, и Мишель Гютри — автор «Исследования древностей России» – одного из самых ранних источников по отечественной этнографии, и даже генерал-лейтенант Сергей Алексеевич Тучков, создавший «Военный словарь» — первую российскую военную энциклопедию. Именно Тучков отмечал, что на этом старинном инструменте «можно играть сигналы и песни и употреблять [его] при пении хором» [Тучков С.А. Записки (1780-1809). СПб., 1906.].
Всплеск интереса к рожечной традиции в конце XIX века связан с концертной деятельностью рожечного «хора» Н.В. Кондратьева, его выступлениями во многих городах России, в том числе в Санкт-Петербурге. Известная фольклористка, родоначальник отечественных фольклорных звукозаписей Е.Э. Линёва весной 1902 года записала от кондратьевского «хора» 20 рожечных наигрышей на фонограф.
В последующие десятилетия рожечные наигрыши фиксировались собирателями, отдельные их образцы появлялись в сборниках. Так, в 1923 году фонографическая запись рожечного «хора» под руководством П.Г. Пахарева была осуществлена М.Е. Пятницким; в 1950 году часть этих записей в расшифровке И.К. Здановича была опубликована в его собрании русских народных песен. Первые экспедиции, нацеленные на запись рожечных наигрышей в местах их бытования (1952-1955 годы) осуществлялись выдающимся собирателем народной инструментальной музыки Б.Ф. Смирновым во Владимирской и Ивановской областях. Его собирательская деятельность продолжалась до начала 1970-х годов, значительное количество звукозаписей по сей день остается неопубликованным. Исполнительскому искусству В.А. Колпакова была посвящена значительная часть экспедиционной деятельности К.М. Бромлей, познакомившейся с музыкантом в одной из своих экспедиций 1970-х годов и затем неоднократно записывавшей рожечные наигрыши в его исполнении. Сборник нотных расшифровок этих материалов в настоящее время готовится к изданию исследовательницей народной инструментальной музыки Верхнего Поволжья Т.В. Кирюшиной — автором настоящего описания.