Евгений Владимирович Гиппиус

 

Е. А. ДОРОХОВА, О. А. ПАШИНА

«Я ВСЕГДА СЧИТАЛ СЕБЯ ИСТОРИКОМ МУЗЫКИ»:

К ЮБИЛЕЮ Е. В. ГИППИУСА

В 2013 году исполнилось 110 лет со дня рождения одного из основоположников отечественной этномузыкологии Евгения Владимировича Гиппиуса. Соприкосновение с творческим наследием этого крупнейшего учёного и даже просто знакомство с фактами его биографии не может не вызывать восхищения масштабом и разносторонностью личности этого человека. Его научные идеи только сейчас раскрываются во всей своей значимости и актуальности, служат основой для исследований его многочисленных учеников и последователей.

Гиппиус родился 7 июля (24 июня) 1903 г. в Царском Селе Петербургской губернии1 в семье известного петербургского литератора и преподавателя Тенишевского училища Владимира Васильевича Гиппиуса2, позже ставшего его директором, а с 1920 г. – профессором истории русского театра в Государственном институте истории искусств.

Е. В. Гиппиус получил разностороннее гуманитарное образование, во многом определившее область его деятельности. С детских лет он обучался музыке: сначала игре на фортепиано у матери Елены Васильевны (Эллы Вильгельмины), окончившей Московскую консерваторию, впоследствии продолжил занятия у Н. И. Рихтера и М. В. Юдиной, а с 1917 г. брал уроки теории композиции у Б. В. Асафьева. В 1922 г. Гиппиус поступил в Петроградскую консерваторию, где учился сразу на нескольких отделениях (класс теории и композиции М. О. Штейнберга, дирижёрский класс проф. Н. А. Малько, музыковедческое отделение – класс проф. Б. В. Асафьева), окончив её в 1928 г. В те же годы был студентом факультета истории музыки Государственного института истории искусств.

Другая линия его образования определилась в годы учёбы в Тенишевском училище, которое Гиппиус окончил в 1920 г. Именно там он получил базовые гуманитарные знания, которые затем стали основой для комплексного восприятия художественной культуры, в том числе и народной. Одновременно с занятиями в консерватории Гиппиус обучался в Петроградском университете на этнолого-лингвистическом отделении факультета общественных наук у профессора Л. Б. Щербы. Однако, в связи с приказом Наркомпроса, запретившим учиться одновременно в двух высших учебных заведениях, Гиппиусу пришлось оставить университет, хотя он прослушал полный курс лекций и сдал экзамены по всем предметам.

Учёбу в вузах он совмещал с активной журналистской деятельностью, будучи постоянным музыкальным рецензентом газеты «Известия Петросовета» и журнала «Жизнь искусства». Кроме того, участвовал в издании рукописных журналов петроградского Института истории искусств «Прелюды и фрагменты» (1922), а затем «Соблазны и преодоления» (1922–1924). Опыт библиографической и научной работы Гиппиус получил, служа в должности библиотекаря Политуправления 7-й Армии (1920), библиотечного инструктора в Политуправлении Петроградского военного округа (1921), а позже – научного сотрудника Публичной библиотеки (1923–1925). Наряду с этим он не оставлял и исполнительской практики, работая концертмейстером Оперной студии Ленинградской консерватории (1925–1926). С 1927 г. стал преподавать на Высших курсах искусствоведения при Институте истории искусств, где в течение двух лет выполнял обязанности заместителя декана музыкального факультета.