Дорога торная

30 октября 2018
Концертный зал
Российской академии музыки имени Гнесиных 
19.30

«Встречи в стиле ЭТНО»

Традицию села Завгороднего открыла миру и подробно исследовала московский этномузыколог Екатерина Анатольевна Дорохова. Первая ее экспедиция в южнорусские села Слободской Украины, расположенные по Северскому Донцу, состоялась зимой 1979 года. Дальнейшее активное изучение местной традиции происходило в течение шести лет, до 1984 года. Основная часть этих материалов легла в основу монографического издания «Песни села Завгороднее», изданного небольшим тиражом Комиссией музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР в 1987 году в Москве. В 1981 году была осуществлена профессиональная запись ансамбля специалистами Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинского Дома) и фирмой «Мелодия» была выпущена грампластинка «Песенный фольклор русских старожилов Харьковской области». 


лето 1981 года
В первом ряду слева направо: С.К. Белёвцева, У.Н. Рыжова, Е.Д. Потебенко, Ф.А. Мачулина, Е.Г. Рагулина,
Е.Р. Подчернова, М.С. Бобрышова, Е.Т. Сорокина
Во втором ряду: Е.А. Дорохова и заведующая Домом культуры

Исследования музыкально-фольклорной традиций Слободской Украины Е. А. Дорохова продолжала и дальше, а их результаты впоследствии составили значительную часть кандидатской диссертации автора «Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции».

…С середины 80-х годов певицы села Завгороднего становятся желанными гостями этнографических концертов в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове. Молодые горожане, участники фольклорного движения, развернувшегося в те годы с новой силой, зачастили в село с экспедиционными поездками, целью которых было не только записать что-то новое, но, прежде всего, пообщаться с певицами, спеть с ними вместе их песни, воспринять традицию в живой передаче. Несмотря на это, не так уж много песен с. Завгороднего осталось в активном репертуаре молодежных коллективов. Прежде всего потому, что эта песенная традиция, являясь достаточно простой в своей конструктивной основе, становится по-настоящему сложной с исполнительской стороны, требует от певцов максимальной отдачи и погружения, как на уровне содержания, так и техники пения.