ЭКСПЕДИЦИИ

ГНЕСИНСКАЯ ШКОЛА ФОЛЬКЛОРИСТОВ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. А. ЕНГОВАТОВА

Гнесинская школа фольклористов заявила о себе в 70-е годы прошлого века. Не случайно она возникла в стенах института имени Гнесиных, где изучению народного музыкального творчества всегда уделялось особое внимание. В 1958 году по инициативе проф. М. С. Пекелиса здесь был основан Кабинет народной музыки, который возглавил известный фольклорист В. И. Харьков. С этого времени началась планомерная полевая экспедиционная  работа гнесинцев, активное участие в которой принимали музыковеды и композиторы — аспиранты, студенты.

… Велась интенсивная полевая работа, чрезвычайно широка была география экспедиций, что позволило хотя бы в общих чертах составить представление о специфике музыкального фольклора разных регионов¹.

Именно в эти годы были заложены основы методики полевой работы: велись поиски особых методов вхождения, вживания в иную, отличную от городской культуру, «перевода» на современный язык ее представлений и пр. Иными словами, была создана база для дальнейших исследований, начато воспитание молодых фольклористов, особое значение в котором придавалось полевой работе — с одной стороны, и региональной направленности исследований — с другой.

Описанная ситуация сейчас может показаться будничной, самой собой разумеющейся. Но в то время полевую региональную работу гнесинских фольклористов можно было сравнить разве что с работой фольклористов Московской консерватории, коллективом которых руководил крупнейший отечественный ученый К. В. Квитка.  Опора кабинетной работы на полевую впоследствии станет обязательным условием любого фольклористического исследования гнесинцев.

Конечно, с позиций современной науки о фольклоре мы можем осмысливать прошлое и критически. Досадно, что в те времена совсем не записывался этнографический контекст музыкального фольклора (что усложняет жанровую классификацию материала, исключает возможность изучения функционирования фольклорных текстов, их прагматики), осуществлялась выборочная запись песен, основанная на субъективных эстетических оценках собирателей, напевы записывались фрагментарно — по две-три строфы. Не удовлетворяет и точечный характер экспедиций в обследуемые регионы.  Тем не менее, в области полевой работы гнесинцы были в то время на «переднем крае» науки.