Маргарита Анатольевна Енговатова

Л. БЕЛОГУРОВА

Проблематика научных исследований М. А. Енговатовой в свете становления и развития структурно-типологического направления в российском этномузыкознании

 

Весной 2023 года российское этномузыкологическое сообщество готовилось праздновать 80-летие Маргариты Анатольевны Енговатовой — выдающегося отечественного ученого, кандидата искусствоведения, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, в течение почти 45 лет возглавлявшей Музыкально-этнографический центр им. Е. В. Гиппиуса[1]. Однако жизнь распорядилась иначе — на последних Гиппиусовских чтениях мы уже почитали память нашего дорогого учителя и старшего коллеги. Как ни горько, пришла пора подвести итоги научного пути Маргариты Анатольевны.

Ее исследовательская деятельность пришлась на период с середины 1970-х до начала 2020-х годов. Сегодня можно не сомневаться, что эти полвека войдут в историю российского этномузыкознания как его «золотая эпоха». Работа по собиранию музыкального фольклора стала самой интенсивной за всю историю науки, новые огромные коллекции легли в основу современных архивных хранилищ, на их базе возникли крупные центры по изучению народной музыкальной культуры, сформировались и получили развитие основные теоретические концепции и научные школы. В эти полстолетия сложилась счастливая ситуация: традиционная культура во многих местах еще сохраняла (или помнила) свои подлинные формы, а наука достигла достаточного уровня зрелости, чтобы предложить адекватные методы их исследования.

Маргарита Анатольевна Енговатова. 2008

М. А. Енговатова относится к числу тех ученых, которые стали олицетворением этого чрезвычайно плодотворного для отечественной этномузыкологии времени. Оставляя в стороне собирательскую, организационную и педагогическую деятельность Маргариты Анатольевны, сосредоточимся на основных векторах ее научно-исследовательской работы.

Отличаясь многообразными научными интересами, Енговатова вошла в историю этномузыкознания как исследователь, деятельность которого была нацелена прежде всего на утверждение структурно-типологического подхода к изучению народной музыкальной культуры и разработку методов структурного анализа традиционных музыкально-поэтических текстов. В своей статье об истории гнесинской фольклорной школы М. А. отмечала движение в структурно-семиотическом направлении как общую тенденцию советского гуманитарного знания в 70–80-е годы прошлого века и то огромное влияние, которое оказали на процесс формирования и развития структурного направления в музыкальной фольклористике труды тартусской семиотической школы во главе с Ю. М. Лотманом, непосредственное общение с группой московских этнолингвистов под руководством Н. И. Толстого. И если в музыкально-фольклористической среде гнесинские исследователи воспринимались тогда как некие «сектанты», которым ставили в упрек увлечение «формальным» анализом, сама Маргарита Анатольевна вспоминала об удивительной атмосфере тех лет: «Это было очень плодотворное и увлекательное время, которое позже М. Л. Гаспаров назовет “героической порой структурализма с его пафосом строгой научности”. Сейчас вспоминаешь его с ностальгией: активное научное общение, постоянные открытия на этом пути, глубокая погруженность в материал, его проблематику, научные дискуссии, — все это ярко переживалось и, безусловно, приносило свои плоды» [17, с. 53].