Государственный экзамен 2024

 

 

«СЫГРАЕМ ПРОТЯЖНУ́Ю»:
лирика Малого хутора Быково, слободы Пушкарской
программа Дарины Гончаренко

Музыкальный фольклор села Малобыково Красногвардейского района Белгородской области относится к южнорусской песенной традиции, которая формируется в первой половине XVII столетия под влиянием многих исторических факторов. В то нелёгкое для русского народа время, на территории Белгородской засечной черты проживали служилые люди, которые оберегали наши земли от набегов татар и вместе с тем вели своё хозяйство. Именно в среде полувоинов-полуземлепашцев начала развиваться южнорусская музыкальная культура. Позднее переселенцы из разных мест внесли свою лепту в музыкальный фольклор Белгородчины.
Недалеко от сторожевого города Усёрд, ниже по реке Тихая Сосна, поселились пушкари, образовав небольшую Пушкарскую слободу. В ее округе и возник Малый хутор Быкова (нынешнее Малобыково), названный так в честь его основателя.
Одним из центральных песенных жанров в селе является протяжная песня. Она служит «полем» для самовыражения певца, передачи его душевного состояния в процессе свободного музицирования в кругу семьи или односельчан. Необычайно сложные местные напевы демонстрируют культуру мастерского, виртуозного протяжного пения.
Этому сложному жанру и будет посвящена моя дипломная исполнительская программа.

Все протяжные песни записаны в селе Малобыково Красногвардейского района
Белгородской области.

1. Ой да как шли, вот они прошли
Исп.: Черменёва Татьяна Тихоновна (1924), Чернякова Пелагея Ивановна (1925). Зап.:
Красовский А.В., Хвыля Н., Трегубова Т., Русакова Л., 1976. Архив Музыкально-
этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки имени
Гнесиных4, CD 2770-13.

2. Ох да летал голубь
a) Исполнители не известны. Предположительно мужской дуэт – Чернявский Никита
Васильевич (1912), Чернявский Федор Константинович (1909). Анонимная запись из
интернет-источника.
b) Исп.: Чернявский Никита Васильевич (1912), Чернявский Федор Константинович
(1909), Шелякин Василий Леонтьевич (1906). Зап.: Щуров В. М. со студентами, 1964.
Архив Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской
государственной консерватории имени П. И. Чайковского5, ИО813 Ф 2237-18.
Опубликовано в сборнике В. М. Щурова«Белгородское Приосколье. Вып. 2»6

3. Из-под камушка, из-под белого
Исп.: Черменёва Татьяна Тихоновна (1924), Чернякова Пелагея Ивановна (1925),
Харыбина Анна Тихоновна (1928), Коровина Екатерина Дмитриевна (1927), Волкова
Татьяна Дмитреевна (1924). Зап.: Красовский А. В., Хвыля Н., Трегубова Т., Русакова Л.,
1976. Архив МЭЦ РАМ, CD 2767-2.

4. Ах да овдовела моя все головушка
Исп.: Чернявский Никита Васильевич (1912), Чернявский Фёдор Константинович (1909),
Трапезников Дмитрий Иванович (1892). Зап.: В. М. Щуров и студенты, 1964. Архив
НЦНМ МГК, ИО813 Ф 2237-21.
Опубликовано в сборнике В. М. Щурова«Белгородское Приосколье. Вып. 2»7

5. Ой да загоралась жаркая калина
Исп.: Черменёва Татьяна Тихоновна (1924), Бородина Прасковья Васильевна (1912). Зап.:
Красовский А. В., Хвыля Н., Трегубова Т., Русакова Л., 1976. Архив МЭЦ РАМ, CD 2767-
23.

6. На дворе дождь идя, а в поле туман
a) Исп.: Чернявский Никита Васильевич (1912), Харыбин Тимофей Игнатьевич (1914),
Чернявская Анна Игнатьевна (1912), Кононова Марина Игнатьевна (1916).
Любительская магнитофонная запись 1970-80-х гг. Копировано в эксп.: Чилахсаев М.
Э., Лысенко О., Свистова Д., 2019. Архив МЭЦ РАМ, CD 5236-580.
b) Исп.: Быкова Раиса Михайловна (1938), Торохова Наталья Сергеевна (1941), Денисова
Екатерина Митрофановна (1938), Черменёва Евдокия Ивановна (1936), Стерликова
Татьяна Никитична (1938). Зап.: Чилахсаев М. Э., Лысенко О., Свистова Д., 2019.
Архив МЭЦ РАМ, CD 5235-268 (общий), CD 5235-346, CD 5236-379, CD 5236-431,
CD 5236-484.

****

4 Далее — МЭЦ РАМ.
5 Далее — НЦНМ МГК.
6 Щуров В. М. Белгородское Приосколье. Вып. 2. Песенный нотный сборник. Белгород, 2004. № 18
7Щуров В. М. Белгородское Приосколье. Вып. 2. Песенный нотный сборник. Белгород, 2004. № 21

 

«ШЁЛ ВАНЮШЕНЬКА ДОРОЖКОЙ»:
музыкальный фольклор сибирских старообрядцев села Бергуль
программа Марии Тетютской

«На взгорок над Тарой у устья быстроструйного холодного Бергулька пришли три бородатых мужика. Осенив себя двоеперстием, присели. Помолчали, усталые. Правый берег Тары сплошь зарос кустарником. Из-за него видно всё то же смешанное редколесье – урман. Попечитель указывает рукой на восток: “Так пойдёшь – у Томск выбегишь. Триста вёрст. Там вон (северо-запад) Киштовка будить. Ича. Остяцкое. Ежели прямо – ни одного жила не будеть. По край света живём”, – хохочет Андрей. ”Кажись, по край света зашли: дальше итить некуда”, – изрёк старший.
“По всему видать, некуда”, – согласился другой. Самый младший, брат приходского священника, погладил широкой ладонью клинышек бороды: “И незачем”, – подтвердил-затвердил. – “Сколь болот одолели, пока добрались. Тут можно души свои спасать от мирской скверны”. Так сказал о переселении белорусских старообрядцев на Васюганские болота Новосибирской области, ранее Томской губернии, писатель Павел Петрович Бажов, который жил в селе Бергуль зимой 1918-1919 годов.

Жители Бергуля — старообрядцы, обосновавшиеся здесь в годы столыпинской реформы, по которой новопоселенцы получали в Сибири землю и религиозную свободу. Первые сведения о Бергуле как о старообрядческом селе относятся к 1903 году. Заселялось оно переселенцами из Витебской губернии, главным образом, из Глубокского района. Однако это не изначальная точка отправления их переселения, в Беларусь они пришли не ранее второй половины XVII века, спасаясь от вспыхнувших в России религиозных гонений. Согласно местным преданиям, до прихода «в Литву» старообрядцы жили на новгородской территории.
Из Витебщины старообрядцы-ходоки шли в Сибирь разведывать территорию, после чего перевозили туда семьи. В Томской губернии старообрядцы расселились в несколько сел по берегам реки Тары, среди которых Бергуль — одно из самых крупных. Это болотистые, труднодоступные земли (Васюганье), что позволило старообрядцем достаточно долго жить в обособлении от других этноконфессиональных групп. Так как старообрядцы переселялись целыми семьями, и система их жизни подразумевала большую общинность, они очень быстро выстроили крепкую и хорошо развитую деревню.

В 1967 была создана певческой группа, которая активно выступала и гастролировала по России. В 1975 году вышла в свет пластинка фирмы «Мелодия», в 1980 году был снят документальный фильм «Как Бергульская деревня», в 1981 году певческую группу привезли в Москву, где был дан их первый большой сольный концерт на сцене Российской академии музыки имени Гнесиных.
Певческая традиция села Бергуль широко известна среди фольклористов, исполнителей и собирателей русской традиционной культуры. Причиной послужило обилие собранного, начиная с 70-х годов, очень красивого, разностороннего материала. В репертуаре преобладают лирические, плясовые и хороводные жанры. Певческое мастерство исполнителей в народном ансамбле села Бергуль крайне виртуозно, мелодика насыщенна украшениями (мелизматикой) и другими певческими приемами. В языке и фольклоре бергульцев гармонично сочетаются элементы западно- и северно- русской культуры.

ИДЕЯ нашей программы «ШЁЛ ВАНЮШЕНЬКА ДОРОЖКОЙ» — через подлинную народную музыку «прожить» жизнь человека традиции, показать вехи его пути — земной «дороги». От начала, и до конца.

1. Бай, бай-бай — колыбельная
село Останинка Северного района Новосибирской области
Зап.: Асанов В.В. в 1994 г. Исп: Новикова Анастасия Павловна (1932 г.р.)
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. СД 227_7

2. Утка шла по бережку — пасхальный хоровод
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Асанов В.В. в 1984 г. Исп: женский ансамбль села, зап.: Старкова Евдокия
Даниловна (1915 г.р.)
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. СД 368_5

3. Вот как мой мажучок — святочный хоровод
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Асанов В.В. в 1994 г. Исп: Новикова Анастасия Павловна (1932 г.р.)
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. СД 227_7

4. Сибирочка — кадриль с припевокой.
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Концерт в Новосибирской консерватории 1982 г. Исп: женский ансамбль села
Архив Нск.обл. Центра фольк. и этн. CD 370_1

5. Что за лесу-лесу — свадебная песня, когда невесту везут в дом жениха
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Асанов В.В. 1984. Исп: женский ансамбль села, зап.: Старкова Евдокия Даниловна
(1915 г.р.)
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. CD 366-05

6. У садочку-уголочку — плясовая «крутуха».
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Скрягина Н. 1981 г. Исп: женский ансамбль села
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. CD 407_06

7. Полно стражник одинокий — протяжная лирическая песня.
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Куцан Л.В. 1980 г. Исп: Смертева Васса Макарьевна, Савастеева Васса Ивановна
(1904 г.р.), Старкова Евдокия Даниловна (1915 г.р.), Девятников Семён Кузьмич, (1902
г.р.), зап.: Степанова Устинья Андреевна (1909 г.р.)
Архив Новосибирского областного центра фольклора и этнографии. CD 373_11

8. На каво ж ты меня оставил — похоронное голошение.
село Бергуль Северного района Новосибирской области
Зап.: Скрягина Н. 1981 г. Исп: Савастеева Васта Ивановна (1904 г.р.)
Архив Российской академии музыки имени Гнесиных. СД 410_15

9. Размолодчики-дружки — лирическая песня.
село Бергуль Северного района Новосибирской области

****
Зап.: Скрягина Н. 1981 г. Исп: женский ансамбль села (список участвующих в интервью:
Савастеева Клавдия Макаровна (1918 г.р.) (зап); Старкова Евдокия Даниловна; Савастеева
Васта (Васса) Ивановна (1904 г.р.); Сидорова Зоя Ивановна (1918 г.р.); Голубцова
Харитинья Савельевна; Голубцова Татьяна Филаретовна (1919 г.р.); Белова Анна
Максимовна; Осипова Секлетинья Ефимовна; Осипов Сергей; Трофимова Ульяна
Романовна; Молокова Дарья Амбросимовна (1909 г.р.); Девятников Семен Кузьмич (1902
г.р.); Шея-Зубров Леонид Григорьевич; Степанова Евдокия Семеновна; Гайдукова Мария
Тимофеевна; Егоров Олимпий Фёдорович (1911 г.р.); Егорова Елизавета Константиновна
(1910 г.р.); Белов Дий Витальевич, Новикова Анастасия Павловна (1932 г.р.))
Архив Российской академии музыки имени Гнесиных. CD 1365 – 2

 

«НА ТОТ МОСТОЧЕК ПУЩУ ГОЛОСОЧЕК»:
песни Брянского Полесья по материалам середины ХХ века
программа Ольги Кулаковой

Концертная программа основана на песенном фольклоре Стародубского района Брянской области. Брянское Полесье, в состав которого входит Стародубщина – одна из уникальных и наиболее архаичных этнокультурных зон.
Исторически Стародубщина входила в состав Чернигово-Северской земли, а позднее — Черниговской губернии. На территории нынешнего района находилось Стародубское удельное княжество, которое в 1522 году было ликвидировано. С середины XVII века (1663 год) в Стародубе и окрестностях располагались части запорожского казачьего войска — Нежинский и Стародубский полки. Безусловно, казачья культура также повлияла на склад местного репертуара, который включает в себя большое количество воинских песен.
Изначально же местная музыкально-фольклорная культура формировалась на основе земледельческого мировоззрения в непосредственной взаимосвязи с украинской музыкальной традицией. Это отразилось на местном диалекте, в котором встречается много украинизмов, на бытовании некоторых музыкальных инструментов, например, лиры и скрипки.
Архаика местной фольклорной культуры ярко проявилась в разнообразии ключевых для этой территории жанров календарных песен и приуроченных к календарю лирике и хороводах. В исполнительском аспекте древние корни традиции отражены в зычной манере обрядового пения, предполагающей яркий, пронзительный и полётный звук, а также в особом исполнительском приеме – гукании.
В основу концертной программы легла идея показать традиционный звуковой облик лирики Стародубского района – ее стадиальное, стилистическое и акустическое разнообразие, от форм близкой к календарю сезонно приуроченной лирики до напевов позднего формирования. Десять музыкальных образцов в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля РАМ имени Гнесиных, среди которых восемь лирических и два календарно-обрядовых напева, покажут поэтическое и исполнительское богатство лирического жанра в Брянском Полесье.

Все песни записаны в Стародубском районе Брянской области и публикованы в издании: FCMC 004. Народные песни Стародубского района Брянской области.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Научный центр
народной музыки имени К. В. Квитки.

1. Что й на море же клён-деревце вянет – лирическая, приуроченная к Масленице.
а) с. Остроглядово. Исп.: Ефросинья Григорьевна Волыно (1917), Татьяна
Терентьевна Коровьякова (1913), Прасковья Венедиктовна Полещенко (1911),
Фёкла Леонтьевна Сторожкова (1916). Записали К. Г. Свитова, Л. А. Бачинский,
1953. FCMC 004… №72.
б) с. Остроглядово. Исполнители см. № 1а. Записано в Москве, 1966. FCMC 004…
№72а.

2. Ты заря моя вечерняя – лирическая, приуроченная к Масленице.
с. Остроглядово. Исполнители и паспортизация записи — № 1а. FCMC 004… №73.

3. На море берёза потопала – весняная.
с. Мишковка. Исп.: Мария Дмитриевна Шакало, (1932), Ульяна Прохоровна
Облапова (1915), Ирина Александровна Корявко, (1914), Эмма Васильевна Кочура,
Софья Лукинична Гетман (1912). Записали К. Г. Свитова, Л. А. Бачинский, 1953 г.
FCMC 004… №74.

4. Что из-за гор, горы – лирическая.
с. Остроглядово. Исполнители и паспортизация записи — № 1а. FCMC 004… № 135.

5. Что й у лесе да на покосе – лирическая, сенокосная.
с. Мишковка. Исполнители и паспортизация записи — № 3. FCMC 004… № 40.

6. Чёрный мачок – лирическая, петровочная.
а) с. Остроглядово. Исполнители и паспортизация записи — № 1а. FCMC 004… №
31.
б) с. Остроглядово. Исп.: Ксения Терентьевна Полонникова (1917), Пелагея
Ивановна Верединская (1909), Мария Михайловна Верединская (1911), Прасковья
Осиповна Зык (1924), Фёкла Васильевна Середа (1909), Анна Васильевна Кириенко
(1915), Елизавета Федоровна Селезнёва (1913), Прасковья Никитична Поддубная
(1918), Екатерина Вавиловна Джем (1917). Записали К. Г. Свитова, Л. А.
Бачинский, 1953. FCMC 004… № 31а.

7. На Петра хлеб пекла – купальская.
а) с. Курковичи. Исп.: Степанида Ивановна Лобко (1896). Записала К. Г. Свитова,
1959. FCMC 004… № 37, 37а

8. Як быв ў меня муж – лирическая (городская).
с. Мишковка. Исполнители и паспортизация записи — № 3. FCMC 004… № 154.

9. Я не спала, не дремала – лирическая, жнивная.
с. Остроглядово. Исполнители и паспортизация записи — № 6б. FCMC 004… № 47.

10. Ох, упал снежок – лирическая.
с. Мишковка. Исполнители и паспортизация записи — № 3. FCMC 004… №148.

 

«ЛЮБИТЬ БУДУ — ВОВЕК НЕ ЗАБУДУ»:
лирические и вечёрочные песни крутинских старожилов
программа Жанны Гефлинг

Песни старожилов — ранний культурно-исторический слой в системе русских сибирских традиций — занимают важное место среди явлений музыкальной культуры Западной Сибири. Последовательное освоение Сибири русскими людьми началось в XVII веке. Первыми поселенцами стали выходцы с территорий Русского Севера. Носители северно-русской певческой традиции сыграли ключевую роль в формировании музыкального фольклора старожильческого населения.
Моя исполнительская дипломная работа посвящена старожильческой культуре поселка Крутинка Омской области — той традиции, наследницей которой я являюсь.
Ведущие жанры в традиционной народной культуре старожилов – лирические и вечерочные песни. Вечерка – это собрания неженатой молодежи, на которых парни и девушки знакомились, молодые люди выбирали себе будущих невест. «Зимой играли в помещении. Вызывали друг дружку, парни девок вызывали: подходит, берёт-вызыват. Стояли, за руки бралися, парами стояли. Их много пар. Все поют, и сидят которы, и стоят — все поют. Поют и цалуются» — рассказывала местная старожилка Екатерина Ивановна Терлеева.
Лирические песни могли звучать на вечеринках, когда уже молодёжь уставала плясать и играть. А лирика в Крутинке были необыкновенно сложной! Прославился один крутинский дуэт замечательных певиц — Александры Марковны Долгушиной и Екатерины Ивановны Терлеевой. Их необыкновенно красивые песни и открывают мой исполнительский государственный экзамен.
Впервые на сцене прозвучат лирические и вечерочные песни сибирских старожилов, которые были записаны в экспедиции РАМ им. Гнесиных в 1968-1969 годах. Вы увидите живую вечерку с играми и поцелуями прямо на сцене!

Все песни программы записаны в Крутинском районе Омской области.

1. Гуля, гуленька — лирическая.
р.п. Крутинка. Зап.: Е.Я. Аркин в 1994 году. Исп: Долгушина Александра Марковна (1914
г.р.), Терлеева Екатерина Ивановна (1918 г.р.). Опубликовано в аудиоиздании: CD«ˮВо
бору-то ли было…ˮ: поют народные исполнители п. Крутинка Омской области» / Сост.
Е.Я. Аркин. Омск, 2009, № 15.
2. Эх, ходил Ванюшка по зеленому лужку — лирическая.
р.п. Крутинка. Паспортные данные см. №1. CD, № 8.

***
3. а) Ох, не зелёненькая хмелинка — вечерочная («вечерошная»), «дόлга песня».
с. Новокарасук. Зап.: Е.Я. Аркин, Вербенец М.Г. в 1995 году. Исп.: Задворнов Иван
Филонович (1910 г.р.). Архив Омского ГЦНТ: ОФ ФЭМ ОРТК ГЦНТ, АК-165, ст. В, №6.
Ссылка на интернет-источник (№36): https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-
nasledie/zvukovaya-antologiya/na-vechor-u-devok-byl/
б) Кому вечер, да только кому вечер — вечерочная, «дόлга песня».
Напев 3а.
с. Новокарасук. Зап.: Е.Я. Аркин, Вербенец М.Г. в 1995 году. Исп.: Задворнов Иван
Филонович (1910 г.р.), Долгушина Александра Марковна(1914 г.р.). Архив Омского
ГЦНТ: ОФ ФЭМ ОРТК ГЦНТ, АК-165, ст. А, №13. Ссылка на интернет-источник (№33):
https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/zvukovaya-antologiya/na-vechor-u-
devok-byl/
в) Со полуночи кудряву ветром обдувало [Не со вечера рябину…] — вечерочная, «дόлга
песня». Напев 3а.
с. Новокарасук. Зап.: Е.Я. Аркин, Вербенец М.Г. в 1995 году.Исп.: Задворнов Иван
Филонович (1910 г.р.), Константинова Александра Ивановна (1924 г.р.). Архив Омского
ГЦНТ: ОФ ФЭМ ОРТК ГЦНТ, АК-165, ст. В, № 7.

4. У Катюши муж гуляка — вечерочная.
с. Новокарасук. Зап.: Е.Я. Аркин, Вербенец М.Г. в 1995 году. Исп.: Задворнов Иван
Филонович (1910 г.р.), Долгушина Александра Марковна (1914 г.р.); Засухина Мария
Марковна (1915 г.р.).Архив Омского ГЦНТ: ОФ ФЭМ ОРТК ГЦНТ, АК-167, ст. В, №8;
АК-165, ст. В, № 7. Ссылка на интернет-источник (№38): https://omsk-
gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/zvukovaya-antologiya/na-vechor-u-devok-byl/

5. На горе – увале девки ячмень жали — вечерочная.
р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 году. Исп.: Читкина Александра Ивановна,
Степанова Полина Никандровна (запев), Щербакова Елизавета Тихоновна, Петрова
Елизавета Ивановна, Петрова Анисья Васильевна. Возраст исполнителей не указан. Архив
МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-20.

6. Как у Мишеньки лошадка — вечерочная.
р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 г оду. Исп.: Читкина Александра Ивановна,
Степанова Полина Никандровна (запев), Щербакова Елизавета Тихоновна, Гладков Павел
Иванович, Щербаков Никандр Никитич, Петрова Елизавета Ивановна, Петрова Анисья
Васильевна.Архив МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-3.

7. На стульчике купчик — вечерочная.
р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 году. Исп.: Читкина Александра Ивановна(запев),
Степанова Полина Никандровна, Щербакова Елизавета Тихоновна, Гладков Павел
Иванович, Щербаков Никандр Никитич, Петрова Елизавета Ивановна, Петрова Анисья
Васильевна.Архив МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-2.
***
8. Не кукуй моя кукушка— лирическая.
р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 году. Исп.: Читкина Александра Ивановна,
Степанова Полина Никандровна, Щербакова Елизавета Тихоновна, Петрова Елизавета
Ивановна (запев), Петрова Анисья Васильевна. Архив МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-15.

9. Глухой неведомой тайгою — лирическая.
а) р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 году. Исп.: Татьяна Чибишева, Клавдия
Бутелетова, Полина Степановна Петрова, Фёкла Максимовна Заливина, Анна Ивановна
Ивгастина. Архив МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-24, 25.
б) р.п. Крутинка. Зап.: Вербенец М.Г. Исп.: Федосья Егоровна Дручинина, Василий
Георгиевич Дручинин. Личный архив Вербенец М.Г. Ссылка на интернет-источник (№4):
https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/zvukovaya-antologiya/kak-pod-lesom-
lesikom/

***
10. А у нас Пашенька мал да удал — вечерочная.
р.п. Крутинка. Зап.: Калугина Н.В. в 1968 году. Исп.: Читкина Александра
Ивановна(запев), Степанова Полина Никандровна, Гладков Павел Иванович, Щербаков
Никандр Никитич, Щербакова Елизавета Тихоновна, Петрова Елизавета Ивановна,
Петрова Анисья Васильевна. Архив МЭЦ РАМ ф. 5755-0375-4.

ВОЛЖСКИЕ РАЗЛИВЫ:
музыкальный фольклор южных районов Нижегородской области
программа Ольги Мерзляковой

История заселения Нижегородской земли, в частности её южной зоны, достаточно сложная. Издавна на ней проживали финно-угорские (мордва, мари) и тюркоязычные народы (чуваши, татары). Освоение русскими новых территорий осуществлялось вниз по Волге. Первый город (Городец) возник в середине XII века как форпост на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества. В начале же следующего века ниже по реке был создан новый опорный пункт в чрезвычайно выгодном географическом месте — при впадении Оки в Волгу — город Нижний Новгород. Падение Казанского ханства в XVI веке открыло пути наиболее массовому проникновению и заселению иноэтнических средне- и нижневолжских территорий. Также дополнили пёструю культурную картину и поздние переселенческие потоки, вызванные ранним развитием промышленного производства на Нижегородчине. И в принципе через Нижегородский край пролегают великие транзитные артерии, — реки Волга и Ока — что безусловно влечёт за собой всегда большое движение населения. Всё это обусловило неоднородность нижегородской традиционной культуры.

В моей программе «Волжские разливы: музыкальный фольклор южных районов Нижегородской области» это разнообразие отражено в полной мере. Взяты доминантные для этой традиции жанры — свадебные, хороводные, лирические песни. Любимый, наиболее развитый на территориях позднего формирования жанр частушки с местным особым наигрышем также вошёл в программу. Кадриль — ключевая музыкально-хореографическая форма программы — зафиксирована южнее Нижнего Новгорода — в селе Арапово Борогородского района. Географически это центральная часть области. Наше внимание эта линейная кадриль привлекла возможностью внимательнее изучить варианты этнографически достоверного исполнения: сохранились как достаточно ранние, экспедиционные видеозаписи, так и более поздние, концертные исполнения этого танца жителями села. Варианты разных лет отличаются друг от друга некоторыми чертами, ярчайшая из которых — мобильное соотношение инструментального наигрыша (на балалайке, гармони) и хореографического движения участников кадрили. Это позволило проследить важные моменты для характеристики нижегородской традиции, но, главное — поставить вопрос о корректности современной сценической практики композиционно-ритмического «выравнивания» (жесткого соотнесения) хореографии и музыки в рамках аутентичного многофигурного танца в целом.

Обрядовые действия, характерные для этих мест, не будут представлены подробно — мы остановимся лишь на песенном коде традиции. Уже в 70-80-е годы здесь не так просто было записать свадебные песни, особенно довенечной части обряда. Первая часть программы будет посвящена именно музыке свадьбы — прозвучат песни Сеченовского и Лукояновского районов. Календарно-обрядовые жанры и вовсе не являются доминантой нижегородской традиции (из них наиболее характерны песни зимних обходов — колядки, таусени и весенние заклички). Яркие, насыщенные действиями календарные праздники здешних мест включали в себя лирику, звонкие припевки с ритуальным проходом «по деревне» (например, знаменитая болтинская «тянучка») и хороводные песни. Поэтому и мы не могли пройти мимо столь характерного для поволжских традиций в целом хоровода с разыгрыванием сцены выкупа коня на Петровское Заговенье, сценическая версия которого завершит программу.
Старинные нижегородские песни будут исполнены разными ансамблевыми составами (женским, мужским и смешанным), что позволит передать в полной мере всю красоту и богатство местного песенного фольклора.

Все экспедиционные записи сделаны в Нижегородской области.

1. Эх, не весёл сокол доброй молодец — свадебная.
Сеченовский р-н, с. Борисовка. Записала в 1972 году Якунина. Исп. не установлены
(женский ансамбль). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 1030, б/№.

2. По лугам, лугам зелёным — свадебная.
Лукояновский р-н, с. Солдатов Майдан. Записала в 1972 году Якунина. Исп. не
установлены (женский ансамбль). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 1030, б/№.

3. Хорошо ли у нас терем воскрашён? — свадебная, у ворот пели, когда подходили с
гостинцами к жениху на девишник накануне свадьбы.
Сеченовский р-н, с. Борисовка. Записали в 1993 году Ананичева Т.М., Шаповалова Н.,
Белкина Т. Исп.: 1) Зотова Клавдия Григорьевна (1911); 2) Панкратова Лидия Алексеевна
(1913). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5805-21.

4. А кто у нас умен, кто у нас разумен? — свадебная величальная, поют жениху и
невесте на запое, «на запое поёт родня невесты, женихова – платит».
Сеченовский р-н, с. Мурзи́цы.
а) записали в 1991 году Лаптев Р., Шевченко А., Куренков А.. Исп.: 1) Киреева Марфа
Архиповна (1907); 2) Квашнёва Анна Антоновна (1908); 3) Ялуцкова Анна Григорьевна
(1935). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5819-52.
б) записали в 1991 году Лаптев Р., Шевченко А., Куренков А. Исп. Киреева Марфа
Архиповна (1907). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5819-43.
в) записали в 1993 году Ананичева Т.М., Шаповалова Н., Белкина Т. Исп.: 1) Морозова
Мария Васильевна (1934); 2) Киреева Марфа Архиповна (1907); 3) Морозова Мария
Дмитриевна (1918). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5806-123.

5. Многофигурная линейная кадриль
Бытует в с. Арапово Богородский района.
а) записала в 2005 году Н.Н. Гилярова и студенты. Архив Научного центра народной
музыки имени К. В. Квитки. V223, ч. II
б) сценический вариант исполняет местный клубный коллектив. Гармонист – Николай
Иванович Алексеев. Интернет-источник https://www.youtube.com/watch?v=XRF06CJz1vI
б) сценический вариант исполняет местный клубный коллектив. Гармонист – Николай
Иванович Алексеев. Интернет-источник https://www.youtube.com/watch?v=7hRP5nNB0sQ

6. Последний день придёт красы моей — лирическая.
Лукояновский р-н, с. Владимирское. Записала в 1972 году Якунина. Исп. не установлены
(смешанный ансамбль). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 1030, б/№.

7. Эх, размосковская славна дорожка — лирическая.
Перевозский р-н, с. Дубское.
а). записала в 1972 году Якунина. Исп. не установлены (смешанный ансамбль).
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 1031, б/№.
б) записала в 1972 году Якунина. Исп. не установлены (смешанный ансамбль).
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 1032, б/№.

8. Страдания — наигрыш на гармони с припевками, «болти́нская тянучка»
Сеченовский р-н, с. Болтинка.
а) записали в 2023 году Мерзлякова О., Васляева Е., Тетюцкая Е. Исп.: 1) Попкова Любовь
Алексеевна (1953); 2) Шмырова Любовь Ивановна (1952); 3) Сидорова Нина Викторовна
(1953); 4) Попкова Нина Алексеевна (1950); 5) Солдатова Валентина Алексеевна (1956); 6)
Абрамова Тамара Викторовна (1949); 7) Митин Александр Алексеевич (1965) –
гармонист, баянист.
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, CD STE-027, б/№.
б) записала в 2023 году Мерзлякова О. Исп.: 1) Сидоров Павел Владимирович (1983); 2)
Попкова Любовь Алексеевна (1953); 3) Сидорова Нина Викторовна (1953); 4) Додонова
Вера Алексеевна (1960); 5) Хитёва Ирина Андреевна (1956, родилась – г. Люберцы,
Московской области, в с. Болтинка проживает 45 лет); 6) Попкова Нина Алексеевна
(1950); 7) Абрамова Тамара Викторовна (1949); 8) Солда́това Валентина Алексеевна
(1956); 9) Шмырова Любовь Ивановна (1952).
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, CD STE-004, б/№.

9. Как по речке, речке, по быстрой реке — хороводная, «круговая, пели, когда
провожали вёсну, шли за конём», «луговая».
Сеченовский р-н, с. Мурзи́цы.
а) записали в 1991 году Лаптев Р., Шевченко А., Куренков А. Исп.: 1) Киреева Марфа
Архиповна (1907); 2) Квашнёва Анна Антоновна (1908); 3) Ялуцкова Анна Григорьевна
(1935); 4) Морозова Мария Васильевна (1934).
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5819-43.
б) записали в 1993 году Ананичева Т.М., Шаповалова Н., Белкина Т. Исп.: 1) Киреева
Марфа Архиповна (1907); 3) Морозова Мария Дмитриевна (1918).
Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5806-93.
в) записали в 1993 году Ананичева Т.М., Шаповалова Н., Белкина Т. Исп.: 1) Морозова
Мария Васильевна (1934); 2) Киреева Марфа Архиповна (1907); 3) Морозова Мария
Дмитриевна (1918). Архив МЭЦ им. Е.В. Гиппиуса, СD 5806-118.