Лирические песни нижней Вычегды

объект на сайте culture.ru

Автор описания объекта: Власов Андрей Николаевич,
профессор, доктор филологических наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук , заведующий отделом русского фольклора, С-Петербург

Использованы материалы экспедиции Российской академии музыки имени Гнесиных. Год, собиратели: 1985 – Т.К. Соловьева Место фиксации: Архангельская область, Ленский, Котласский, Вилегодский районы Место хранения: Архив ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур Российской академии музыки имени Гнесиных, ф. 2225-69, 2227-119, 2225-60, 2227-121, 2225-46, 2225-59, 2225-63, 2225-70, 2224-11, 2227-125, 2226-73, 2225-64, 2222-10, 2224-21, 2227-124, 2224-20, 2225-67; 

Собирание фольклора на территории нижней Вычегды началось в последней четверти XIX в. В «Живой старине» и «Этнографическом обозрении» выходят статьи Н.Г. Ордина [1] , Н.А. Иваницкого о нижневычегодской свадьбе [2], а также публикации в числе прочих и вычегодских песенных текстов в книге «Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н.А. Иваницким в Вологодской губернии»[3]. В 1902 году известный музыковед-фольклорист Е.Э. Линева делает первые фонографические записи песенного фольклора в деревне Фоминская Сольвычегодского уезда [4]. В «Записках Северо-Двинского общества изучения местного края» (1928 г. Вып. 5) публикуется статья Н.Н. Аруева «Крестьянские свадьбы в дореволюционное время около города Сольвычегодска». В 1935 г. Е.В. Гиппиус издает сборник «Яренские песни, напетые А.А. Эповой», в который вошли выполненные им нотные транскрипции части фонографических записей, осуществленных в 1926 году в Ленинграде[5].По заданию Фольклорной комиссии Союза композиторов России для сбора фольклорного материала на Вычегду и Виледь направляются А.С. Кабанов, В.М. Щуров, Е.С. Кустовский, В.Б. Сорокин и А.В. Медведев[6]. В архиве Фольклорной комиссии содержатся также материалы экспедиции А.С. Абрамского, побывавшего в нескольких селах Ленского района в 1964 году. По материалам, собранным в 1950-х – 1970-г годах, Фольклорной комиссией планировалось издание объемного труда «Песни Вычегды-реки» под научной редакцией Е.В. Гиппиуса, так и оставшегося неопубликованным [7].С 1970-х годов начинается планомерное исследование региона филологами. В 1973-1974 годах в Ленском и Вилегодском районах побывали студенческие экспедиции МГУ. Материалы этих экспедиций частично были использованы при публикации двухтомника «Русская свадьба» (М., 2000).С середины 1980-х гг. на нижней Вычегде и Виледи проводили записи сотрудники и студенты Сыктывкарского университета. В результате этих исследований был издан сборник «Традиционный фольклор Вилегодского района Архангельской области (в записях 1986 – 1991 гг.): исследования и материалы» (Сыктывкар, 1995). В сборник вошли материалы и исследования основных жанровых групп: тексты свадебных, игровых, необрядовых лирических песен, приговор дружки, лечебные заговоры, загадки, обзор сказочной и несказочной прозы. При этом следует подчеркнуть, что жанру лирических необрядовых песен не было уделено специального внимания собирателей.1. Савваитов П.И. Об этнографических материалах, собранных Н.Г. Ординым в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии // Изв. РГО. 1879. Т. 15, вып. 1. Отд. 2. С. 18 – 19.2. Иваницкий Н.А. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка и деятельность. С. 26 – 28.3. Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н.А. Иваницким в Вологодской губернии / Подг. текстов, вступ. ст. и примеч. Н.В. Новикова. Вологда, 1960. №№ 31, 32, 33, 39, 60, 64, 72, 73, 75, 97, 109,, 110, 122, 124, 127, 130, 156, 159, 165, 174, 195, 196, 199, 210, 216, 222, 226, 230, 231, 264, 267, 268, 281, 286, 300, 364, 368, 377, 391, 405, 491, 492, 494, 495, 496, 497, 516, 525,, 528, 532, 533, 586. 4. 20 русских народных песен в звукозаписях Е. Линевой, М. Пятницкого, З. Эвальд, Е. Гиппиуса 1897 – 1935 гг. / Сост., нотирование и общая редакция Е.В. Гиппиуса. М., 1979.5. ФА ИРЛИ, ФВ 0258.01 – 0271.01.6. Экспедиции состоялись в 1959, 1971-1973 гг. Как результат этих поездок в Москву приглашается ансамбль из Ленского района с. Кулиги. Партитурные нотации 4 песен в исполнении этого ансамбля опубликованы в сборнике: «12 русских народных песен в партитурных нотациях звукозаписей 1970-1973 гг. / Сост. Е.В. Гиппиус, А.С. Кабанов. Фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР. (без даты)».7. Е.В. Гиппусом было нотировано более 400 фонограмм вычегодских и вилегодских песен. К сожалению, значительная часть нотных транскрипций утрачена. Пока опубликованы лишь 4 образца лирических и свадебных песен (См.: Материалы и статьи: К 100-летию со дня рождения Е.В. Гиппиуса. М.: Композитор, 2003, с. 172-181)

******

[1]. Двенадцать русских народных песен в партитурных нотациях звукозаписей 1970—1973 гг. / Сост. Е.В. Гиппиус, А.С. Кабанов. Науч. ред. Е.В. Гиппиус. М., 1975.
[2]. Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н.А. Иваницким в Вологодской губ. Вологда, 1960.Поют народные исполнители с. Кулиги (Бердышихи) Архангельской обл. (Запись 1973 г. в Москве): Грампластинка. С20-06181-82.
[3]. Песни Нижней Вычегды: (Традиционный фольклор Ленского р-на Архангельской обл.): Архивные записи 1970—1971 гг. из собрания Российской фольклорной комиссии: Аудиоиздание. 1995.
[4]. Русская свадьба: В 2 т. / Сост. А.В. Кулагина, А.Н. Иванов. М., 2000—2001.
[5]. Традиционный фольклор Вилегодского района Архангельской обл. (в записях 1986—1991 гг.): Исслед. и мат-лы / Отв. ред. А.Н. Власов. Сыктывкар, 1995.
[6]. Яренские песни, напетые А.А. Эповой / Запись фонографом и расшифровка Е.В. Гиппиуса, обраб. [ф-п. сопровожд.] Л.М. Рудольфа и М.А. Юдина. М., 1935.