Государственный экзамен 2019

 

 

«В ОКРЕСТНОСТЯХ СМОЛЕНСКОГО ТРАКТА»
традиционная музыка западного Подмосковья
исполнительская программа Яны Яковлевой

Старый Смоленский тракт – главная дорога, ведущая из России на запад, в Литву. Город Можайск, мимо которого и проходила эта дорога, до 15 века был удельным княжеством Смоленской земли. Здесь переплелось древнее и новое, традиции смоленских и московских крестьян.
В концертной программе использованы экспедиционные материалы середины 60-х годов в Можайский и Рузский районы Московской области, хранящиеся в архиве музыкально – этнографического центра имени Е.В. Гиппиуса. Нечасто так случается, что записи фольклористов этих лет находятся в хорошей сохранности и достаточно полно отражают местную музыкально-фольклорную культуру. Скорее всего, певиц, участвовавших в сеансах записи в далекие от нас 60-е годы XX века, уже нет в живых. Их возраст не обозначен в экспедиционных реестрах. Большинство сел, в которых велась запись, не обнаружить на современной карте Подмосковья. Сегодня в этих местах вряд ли кто-то споет современным собирателям подобные песни. Поэтому мы решили всеми силами способствовать тому, чтобы эта музыка зазвучала в наши дни, стала интересна и знакома нашим современникам. Ведь музыка – особенная область творчества: ее душа жива, пока она звучит.

1. Кого нету, того только жаль – лирическая

2. Понапрасну, девица, я страдаю – лирическая

***
3. Подгорная – пляска и припевки под наигрыш на гармони

4. Зеленая роща – парный танец под наигрыш на гармони «Краковяк»

***
5. У нас не было такого богача – свадебная величальная жениху

6. Вставайте-ко вы, мои подружки-голубушки – свадебное причитание невесты утром венчального дня

7. Как и по саду, по садику – свадебная на девишнике

8. Приговоры дружки:
    а) при выходе невесты на «почёстки»;
    б) при заведении за стол жениха и невесты;
    в) при отъезде к венцу

9. Свет Марьюшка весела \ Честь-хвала свет Марьюшке – свадебные величальные припевки невесте на «почёстках»

10. У нас на дубчике два голубчика – свадебная величальная жениху и невесте

11. И-на кто ж у нас хорош – свадебная величальная неженатому гостю

12. Перекиньте жёрдочку – свадебная величальная женатой паре

13. У голубя, у сизова золотая голова – свадебная величальная жениху и невесте

***
14. Русского – парный танец с припевками под наигрыш на гармони

15. Полька простая и полька-троечка – парные танцы под наигрыш на гармони

 

«ИЗ ПРИДНЕПРОВСКОЙ СТОРОНЫ, ДЕРЕВЕНСКОЙ СТАРИНЫ»
песни Починковского района Смоленской области
исполнительская программа Екатерины Юрченко
 
– Ты откуда эту песню, мать, на старость запасла?
– Не откуда – все оттуда, где у матери росла.
Все из той своей родимой приднепровской стороны,
Из далекой-предалекой деревенской старины…
                                                          А. Твардовский, 1965.
 
В названии программы использованы строки, принадлежащие перу Александра Твардовского, знаменитого уроженца смоленской земли. Поэт говорит о тех мыслях и образах, которые были навеяны народными песнями в исполнении его матери. О том, как песня сопровождала жизнь его земляков от юности до кончины, и о том, как она проросла в его собственной судьбе. В тексте стихотворения перевозчик, подобно древнегреческому Харону, помогает переплывать с одного берега реки на другой, подчеркивая предопределенность ухода человека с порога родного дома в юности, и, в конце нелегкого пути жизненных испытаний, последний уход из мира людей…
Драматургия программы опирается на контрастное чередование свадебных обрядовых и весенне-летних календарных, лирических приуроченных песен (Пролог _Весна — Свадьба — Лето — Свадьба_ Эпилог), составляющих основу местной песенной традиции. Не менее распространены в верховьях Днепра духовный стих и баллада, которые прозвучат в исполнении студентов. Поскольку Смоленщина всегда славилась не только песнями, но и богатой инструментальной традицией, мы решили включить звучание скрипки в свадебный фрагмент выкупа невесты, а также пение духовного стиха в сопровождении колесной лиры.
 
1. Звонкая дерева клянина в бору – свадебная
 
2. На дворе весна разгорается – весенняя
 
3. 1) Ой ты пташечка, канареечка – веснянка, «гукают весну»,
    2) Благослови, Божа, нам весну гукать – веснянка, «гукают весну»
 
4. А ти дома-дома, сам пан хазяин? – волочёбная
 
5. 1) Христово воскресенье – припевка к тропарю Пасхи,
    2) Христос воскресе – тропарь Пасхи, исполнялся и на Радоницу
 
6. Ой видно-видно по порядочку – свадебная, «сиротская»
 
7. 1) Приехали к нам женихи – свадебная припевка, «девки дразнют жениха»,
    2) А наш Димочка – чернецкий попок – свадебная припевка, «девок дразнют»,
    3) Наша Манечка – маков цвет – свадебная припевка, «девки дразнют жениха»
 
8. Шелковая ленточка – свадебная, «жених приехал за невестой»
 
9. Радуйся, Невеста Неневестная — похвала Богородице (фрагмент акафиста) в народном распеве
 
10. Ходил донец – лирическая, с балладным сюжетом
 
11. Беленький малодчик – календарная, «на Духа»
 
12. Уж ты Хима, Хима – плясовая, «на Духа»
 
13. Дуют, дуют ветеры со восточной стороны – лирическая, «летняя»
 
 

«ИГРИЩА И ПОЛЯНКИ БОГУЧАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ»
музыкальный фольклор Приангарья
исполнительская программа Лии Красновой

Центральной идеей программы является желание показать уникальную традицию молодежных праздничных собраний старожилов нижнего Приангарья. Программа состоит их трех основных блоков, которые посвящены различным видам времяпрепровождения молодежи в определенный календарный сезон. Мы покажем вам фрагменты «большой вечерки» юношей и девушек, «середового игрища» подростков, устраивавшихся в осенне-зимний период — от ПокровА до Крещения, уличные карагоды на весенне-летних «полянках». И хотя всё основное действие сосредоточено на празднично-обрядовых традициях молодежной среды, мы не упустим возможности дать услышать зрителю ведущий жанр приангарской музыкальной культуры — протяжные песни, которые молодежь активно осваивала, переходя в зрелый возраст.

1. Кабы я-то тебя, дружок, не знала — лирическая

«Большое игрище» на Филипповках

2. — Уж ты Стёшушка да Степанидушка — «походяча девкам»

3. Ехал мальчик маленькой на лошадке каренькой — «походяча парням» 

4. Еще чья же это роща за горами, за крутыми? — «походяча девкам»

5. Здесь немного дураков, все образовались — «походяча парням» 

6. На горе-то калина, под горою малина — «походяча под крестик» 

7. Не сама луку полола, не я поливала — «походяча»  

***
8. Пьяный-то был я весел во сегодняшний день — лирическая

«Полянки» после Пасхи

9. Под горой колодец, под другой – ключевой — хороводная, «каравайная»

10. Ой, быль-то былинушка трава, не болит ли голова — хороводная, «каравайная»

***
11. Сидел ворон на белой березе, кричал ворон на войне- протяжная 

12. — Да ты куда же, мой миленькой, задумал? — лирическая 

«Середовая вечерка» на Филипповках

13. Хожу я гуляю вдоль по караваю — хороводная игровая 

14. Ох, я сеяла ленку близ дорожки, близ торку — плясовая, «частая»

15. Пляска «Четвёра»

16. При долинушке калинушка стоит — лирическая

Музыкальный и хореографический фольклор Богучанского района Красноярского края –
деревня Пинчуга — №№ 1 – 12, 14, 16, деревня Заледеево – 13, деревня Климино — 15.