Государственный экзамен 2021

 

«А весёленький наш поездок»
песни и танцы Витебского Поозерья
программа Александры Шпаковой

«А весёленький наш поездок:
А и где ж мы сели – запели,
А и где ж мы встали – заиграли!»

Строки этой лихой припевки бояр жениха дали название программе, в которой слушатели познакомятся со свадебным фольклором и уникальными танцами русско-белорусского пограничья. Большинство песенных материалов программы были записаны в ходе экспедиции 2013 года Российской академии музыки имени Гнесиных в Лиозненский район Витебской области. Танцы — парные простые и многофигурные (кадрили) — трепетно сохранены в памяти лиозненских жителей и переданы участникам экспедиции в видеозаписях разных лет.
Местные жители хорошо помнили, как проходили свадьбы в их селах, какие пели песни. Свадьба – «вяселле» по-белорусски – далеко не случайно имеет единый корень с русским «весельем» и белорусским «весяліць». На русско-белорусском пограничье бытует тип свадьбы-веселья, когда основную часть обряда занимает общение двух сближающихся родов – жениха и невесты. Тут все идёт в ход – и песни, и танцы, и подарки, да и хлёсткое словцо пригодится.

 

 

«Развесёлая гульба да велика сухота»
два полюса русской души в песнях села Малобыково
программа Ивана Леонова

Ивы в речку косы опустили,
Белый цвет черемухи летит —
Это лишь частица той России,
Что веками на земле стоит. — М.В. Сычев, мастер игры на жалейке, поэт.

«Развесёлая гульба да велика сухота» – музыкальная программа, в которой прозвучат песни села Малобыково Белгородской области. Первые исследователи фольклора появились в селе больше полувека назад. С тех пор сменилось несколько поколений и певцов, и собирателей, а песня как звучала, так и звучит по сей день в родной округе. Много замечательных событий было зафиксировано за эти годы в песенной летописи Малобыкова – участие ансамбля села во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в далеком 1957 году, многочисленные поездки на ВДНХ, выступления в Московской консерватории. Ценителям аутентичного фольклора хорошо известен звонкоголосый хор Малобыкова 70-80-х, кружевное мастерство дуэта братьев Чернявских, пение «под пищики» Марка Васильевича Сычева из соседнего Казацкого – уж очень любил он играть с малобыковцами!
Любим малобыковские песни и мы. Петь их сложно – необходимо соответствовать тонкому стилю и высочайшему уровню музыкальности первоисточника. А главное – сохранить в звуках мощную энергию той настоящей жизни, в которой всему находится место: любви и тоске, радости и страданию, Божьей воле и солдатской доле. «Гульба да сухота» уживаются здесь порой в одной песне, точно отражая контрастную картину стихий русской души.