Владимир Иосифович Харьков


М.А. ЕНГОВАТОВА

ЛАБОРАТОРИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Лаборатория народной музыки института (первоначальное название – Кабинет народной музыки) была создана в 1958 году по инициативе заведовавшего в те годы кафедрой истории музыки профессора М.С.Пекелиса. На должность руководителя был приглашен видный фольклорист Владимир Иосифович Харьков, который во многом и определил направление деятельности лаборатории в первые и последующие годы. …

Центром фольклорной деятельности в Москве была консерватория, в которой кабинет народной музыки существовал с конца 30-х годов, организованный одним из ведущих отечественных ученых Климентом Васильевичем Квиткой. В этом кабинете первоначально работал В.И. Харьков, который стал привлекать к участию в экспедициях студентов института Гнесиных. Необходимость руководства работой студентов, хранения, обработки, нотации материалов вызвала потребность организации своей лаборатории в институте им. Гнесиных.

Лаборатория народной музыки скоро стала активно работающим, заметным структурным подразделением института. Во многом это определялось личностью Владимира Иосифовича Харькова – человека, безгранично преданного своему делу, сумевшего увлечь студентов, сплотить вокруг лаборатории творческий коллектив. Первой собственно гнесинской экспедицией стала поездка в 1958 году во Владимирскую область (ее участники: С.Браз, К.Бромлей, Т.Казанская, Л.Кисякова, Л Шишова-Горская, П. Эйдинова, учащаяся гнесинского училища Ж. Кузнецова). В дальнейшем состоялся ряд поездок в области верхней Волги – Калининскую, Ярославскую, Костромскую. У Харькова возникла идея постепенного изучения всего волжского бассейна, что и осуществлялось в течение всех лет существования лаборатории и продолжается в настоящее время.
Тогда же было начато обследование Кировской области, переросшее в многолетнее стационарное изучение кировского фольклора, продолжающееся и сегодня под руководством доцента С.Браз. Еще два направления в собирательной деятельности тех лет: изучение русской инструментальной музыки (работа Т. Казанской со смоленскими скрипачами и К. Бромлей с верхневолжскими рожечниками) и целенаправленная запись трудового фольклора (А. Банин, И. Истомин).

Хотя основное внимание лаборатории было направлено на изучение русского фольклора, студенты других национальностей, интерeсовавшиеся творчеством своего народа, находили поддержку в лаборатории. Так, в те годы были организованы поездки для изучения уйгурского (Т. Алибакиева), осетинского (К.Цхурбаева), карачаевского (В. Коркмазов), чувашского (Б.Цимковский, Н. Красовская), туркменского (Ч.Нурымов) фольклора и др.