Народные версии тропаря Пасхи «Христос воскресе» в смоленском Поднепровье

объект на сайте culture.ru

Автор описания объектаЕнговатова Маргарита Анатольевна,
кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории музыки, руководитель ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных
 
Смоленская  обл., Велижский, Глинковский, Демидовский, Духовщинский, Кардымовский, Краснинский, Монастырщинский, Починковский, Руднянский, Смоленский, Сафоновский, Ярцевский р-ны
 

Церковный тропарь Пасхи «Христос воскресе» – обиходное песнопение русского православного богослужения – существует не только в богослужебной, но и в народной певческой практике, что зафиксировано фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных в 80-90-е годы XX века. Зафиксировано около 150 исполнений тропаря народными певицами, а также многочисленные беседы с исполнителями об обрядовом и бытовом контексте пения тропаря. Данное явление стало на Смоленщине музыкальным знаком пасхального сезона и вобрало в себя черты местного песенного фольклора. Тропарь Пасхи прочно вошёл в календарные обряды (обряды пасхальной недели, Радуницы, дня Жён-мироносиц, Егорьева дня, Вознесенья), а также в похоронный обряд. Специфика традиций смоленского Поднепровья заключается в существовании в каждом селе нескольких народных музыкальных версий тропаря.

Запись музыкальных и этнографических материалов осуществлена от представителей старшего поколения. Все материалы хранятся в фонограммархиве ПНИЛ по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных.